Чтобы сократить сроки ремонта машин по ОСАГО, эксперты предлагают расширить практику использования б/у деталей
21 мая 2025 г.15:01

pxhere.com
На данный момент из-за увеличения времени ожидания оригинальных запчастей в условиях санкционных ограничений большинство автосервисов отказывают в восстановительном ремонте автомобилей по ОСАГО, поскольку боятся не вложиться в отведенный законом срок в 30 дней и, как следствие, получить штраф. Как отмечается в пресс-релизе Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», решить проблему могло бы распространение практики использования б/у деталей. Правда, для этого вопрос необходимо проработать на законодательном уровне.
Согласно результатам исследования Финансового университета при Правительстве РФ, лишь 7% станций технического обслуживания в России способны отремонтировать автомобиль по ОСАГО за установленные законом 30 дней. В то время как средний срок ремонта из-за длительного ожидания оригинальных запчастей на данный момент составляет от полутора месяцев до полугода.
Как полагают эксперты, ускорить процесс можно с помощью использования бывших в употреблении запчастей или аналогов. При этом 43% СТО подтверждают, что это вполне возможно. Однако при распространении такой практики необходимо учитывать нюансы.
«В условиях дефицита запчастей на рынке наиболее очевидное решение — допустимость применения бывших в употреблении запчастей. Б/у запчасти зачастую имеют надлежащее качество и, соответственно, пригодны для дальнейшей эксплуатации, не влияют на безопасность и эксплуатационные характеристики транспортного средства. В настоящее время все категории б/у запчастей одинаково востребованы для своевременного и надлежащего восстановительного ремонта», — отмечает заместитель директора Департамента выплат по имуществу, начальник Управления выплат по ОСАГО в «РЕСО-Гарантия» Юрий Дзюба.
Правда, чтобы обеспечить безопасность автовладельцев при расширении использования б/у запчастей, этот вопрос необходимо проработать на законодательном уровне, подчеркивают эксперты.
«Такая возможность должна найти свое отражение в законодательной базе, где должны быть установлены каталожные группы деталей, подлежащих применению при ремонте с использованием б/у компонентов, деталей и узлов. Сегодня использование б/у запчастей в ремонте по ОСАГО возможно, только если собственник выразил свое согласие, т.е. не страховая компания устанавливает правила возмещения с использованием б/у деталей, а собственник», — поясняет операционный директор урегулирования убытков компании «Зетта Страхование» Андрей Шикерявый.
При этом сами автовладельцы тоже готовы снижать требования к запчастям и выбирать для ремонта восстановленные детали и запчасти б\у, если сроки ожидания оригинальных запчастей затягиваются.
Как показывают результаты социологического исследования Финансового университета при Правительстве РФ, 74,4% россиян готовы перейти на более низкую категорию запчастей (с оригинальных на аналоги, а с аналогов — на б/у), если это поможет ускорить ремонт. Речь, прежде всего, идет о фарах, стеклах и кузовных деталях.
Экспертиза по целесообразности использования б\у деталей при натуральном возмещении в ОСАГО у страховщиков тоже уже есть. В 2024-м году Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) провел исследование о применении б\у запчастей, которое показало, что использование бывших в употреблении запасных частей вместо отсутствующих новых может сократить сроки простоя в ремонте на 80-90%.
Вместе с тем эксперты подчеркивают, что б\у запчасть не должна ухудшать безопасность эксплуатации транспортного средства.