«Автодор» внедряет риск-ориентированный подход при проектировании и строительстве дорог

22 января 2018 г.13:17

В рамках исполнения решений Правительства РФ Государственная компания «Автодор» разработала государственный стандарт, по которому на всех стадиях жизненного цикла автомобильной дороги будут оцениваться все возможные риски для принятия наиболее эффективных и экономически обоснованных решений.

Все риски в стандарте разделены на 4 уровня: оптимальный, допустимый (или приемлемый), практически возможный и критический (то есть неприемлемый). Оценивать их будут независимые квалифицированные эксперты. По итогам оценки, которая объективно будет отражать вероятность преждевременного разрушения, повышения аварийности и уровень возможных последствий, Государственная компания, а также проектные, строительные, эксплуатационные организации должны будут разработать и реализовать мероприятия для минимизации и устранения возможной опасности.

К примеру, при проектировании дороги компания может выбрать ливневые очистные сооружения модульного проточного или накопительного типа. В первом случае это инновационная конструкция, выполненная из современных композитных материалов, где стоки, не задерживаясь, проходят через несколько очистных модулей. Во втором — традиционная «ливневка», где в бетонном резервуаре стоки сначала накапливаются и отстаиваются. При оценке выявлено, что риски выхода из строя оборудования под влиянием внешних факторов и снижения эффективности очистки у модульного типа значительно ниже, чем у накопительного. Затем был выведен индекс эффективности, который наглядно продемонстрировал обоснованность выбора модульного сооружения. Выявленные риски, возможные при установке модульного блока, также должны быть устранены: будет организован дополнительный мониторинг эффективности очистки и отбор проб, установлены датчики выработки ресурса сорбента и др.

Применение стандарта позволит не только повысить безопасность на дорогах, надежность и долговечность конструктивов, но и ускорить внедрение инноваций. В условиях стремительного развития технологий существующий механизм их внедрения в нашей стране осложняется бюрократическими процедурами и длительными сроками рассмотрения, требует внесения изменений в национальный стандарт и т.д. Новый стандарт, разработанный Государственной компаний, становится дополнительным «быстрым» механизмом внедрения инноваций на всех стадиях жизненного цикла автомобильных дорог.

Над стандартом работал авторский коллектив в составе специалистов «Автодора», представителей вузовской и отраслевой науки, экспертов в области промышленной безопасности. Кроме того, учитывая исключительную важность и систематизирующий характер нового ГОСТ Р для дорожной отрасли, было проведено публичное обсуждение проекта с участием технических комитетов по стандартизации.

ГК «Автодор»