Астраханская область и Ирак прорабатывают новый маршрут экспорта на Ближний Восток
28 ноября 2025 г.16:06

Chaldean/commons.wikimedia.org
Власти Астраханской области и Министерство транспорта Ирака начали прорабатывать новый маршрут для экспорта российских товаров на Ближний Восток. Об этом, как отмечает ТАСС, журналистам рассказал первый заместитель министра промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Михаил Кабаков по итогам встречи с иракской делегацией. Маршрут перевозок, естественно, пройдет по международному транспортному коридору «Север-Юг», причем, как можно полагать, по его центральной ветке — через акваторию Каспийского моря. Он сократит путь и сроки доставки товаров и откроет российским экспортерам выход не только на Ирак, но и на другие ближневосточные страны за его территорией.
«На встрече предложили иракской стороне использовать возможности транспортно-логистической системы Астраханской области. … У нас сейчас в рамках [международного транспортного] коридора «Север-Юг» торговля акцентируется на российско-иранском направлении. Мы заинтересованы в том, чтобы эту географию расширить», — рассказал Михаил Кабаков.
«За территорией Ирака открывается большое количество стран Ближнего Востока, с которыми можно расширять торговлю, и, как мы увидели, иракская сторона заинтересована в прямой торговле с Российской Федерацией», — подчеркнул он.
При этом Михаил Кабаков пояснил, что при организации торгового сообщения с Ираком через Астраханскую область будет использоваться центральная ветка транспортного коридора «Север-Юг»: суда пойдут через Каспийское море до иранских портов, а затем по территории Ирана в Ирак.
Другой вариант перевозок — через Азербайджан и Турцию — дает больший крюк.
В обратном направлении грузы тоже пойдут центральным маршрутом: транзитом через Иран, затем по Каспийскому морю от северных портов Ирана до портов Астраханской области, где товары перегрузят на автомобильный или железнодорожный транспорт.
Напомним, что изначально международный транспортный коридор «Север-Юг» создавался для более короткого транзита индийских товаров в Европу: морем — до Ирана, после чего наземным путем — до стран ЕС.
Однако после 2022-го года, когда в отношении России были введены масштабные санкционные ограничения и российская логистика была вынуждена переориентироваться на другие направления, одним из приоритетных для нее как раз таки стал транспортный коридор «Север-Юг». Причем сейчас он используется не столько для связи с Индией, сколько для выхода на «дружественный» Иран и другие страны Ближнего Востока, а также на Африканский континент.
При этом сам транспортный коридор имеет три основные ветки: восточную (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран), западную (Россия, Азербайджан, Иран) и центральную, которая связывает Россию и Иран напрямую — через акваторию Каспийского моря.
Правда, менее развитой на данный момент является именно центральная ветка, где не хватает достаточного количества судов и в целом морских линий.
