А что, так можно было? Владимир Путин своим указом ввел мораторий на обнуление выплат нефтяникам в рамках топливного демпфера

Сегодня,15:07

Компенсационные выплаты нефтяникам не будут обнуляться до 1 мая 2026 года

kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин принял указ, который вводит мораторий на обнуление топливного демпфера до 1-го мая 2026-го года. Это значит, что вне зависимости от того, какой рост цен на топливо будет наблюдаться на бирже, нефтяные компании все равно получат компенсационные выплаты из бюджета. Можно полагать, что такое решение было принято взамен на продление до конца года запрета на экспорт бензина, который в том числе распространяется и на непосредственных производителей нефтепродуктов. Однако при этом стоит напомнить, что в свое время возможность обнуления выплат по топливному демпферу как раз таки и вводилась для того, чтобы сдерживать рост цен. Сейчас же рост цен на бензин на заправках уже чуть ли не в 4 раза опережает темпы инфляции.

«Расчет величины Кдемп, предусмотренной пунктом 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется в установленном порядке без применения условия о допустимых отклонениях средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 от величин Цабер и Ддтер», — говорится в указе главы государства.

Документ распространяется на правоотношения, возникшие с 1-го октября 2025-го года, и действует до 1-го мая 2026-го года.

Таким образом, вне зависимости от роста биржевых цен на бензин АИ-92 и на дизельное топливо вплоть до 1-го мая 2026-го года нефтяные компании все равно будут получать компенсационные выплаты из бюджета.

Напомним: такие выплаты из бюджета были введены в свое время для компенсации доходов нефтяных компаний, которые они недополучают из-за того, что перенаправляют часть поставок топлива не на экспорт, а на внутренний рынок.

Однако для того чтобы у нефтяников был стимул поставлять для продажи на бирже достаточные объемы топлива и тем самым способствовать сдерживанию роста цен, одновременно была предусмотрена и возможность обнуления компенсационных выплат.

По бензину такие выплаты обнуляются, если его реальная среднемесячная цена на бирже более чем на 10% превышает установленную индикативную цену, а по дизельному топливу — более чем на 20%.

По итогам августа этого года, кстати, нефтяные компании, по сути, уже должны были бы утратить компенсации из бюджета. Но чтобы этого не произошло, в Правительстве РФ подготовили и внесли на рассмотрение Государственной Думы законопроект, который увеличивает точку отсечения для бензина до 20%, а для дизельного топлива — до 30%.

При этом предполагается, что документ вступит в силу задним числом — с 1-го сентября этого года, как раз тогда, когда нефтяники должны получить выплаты за август.

В итоге, получается, что, повышая точку отсечения по демпферу, нефтяным компаниям и так увеличивают пространство для маневров по росту цен на бирже, а вводя временный мораторий на обнуление выплат — в принципе дают возможность до 1-го мая следующего года не волноваться по поводу уровня цен.

Можно предположить, что на такие уступки нефтяным компаниям пошли на фоне продления действующего запрета на экспорт бензина до конца 2025-го года. То есть: мораторий стал своего рода еще одной компенсацией за отсутствие возможности осуществлять поставки топлива за рубеж, где традиционно действует более высокая цена на нефтепродукты.

Правда, при этом для потребителей топлива на внутреннем рынке ситуация остается сложной.

Так, в частности, рост цен на бензин на АЗС начиная с 22-го июля каждую неделю опережает темпы инфляции. За неделю с 29-го сентября по 6-е октября такая разница составила 3,7 раза, а всего с начала года рост стоимости бензина на заправках достиг 10,15%, в то время как официальный уровень инфляции за этот же период — 4,53%.

Владельцы же заправок, особенно тех, которые не входят в структуру нефтяных компаний, покупая топливо по высоким ценам на бирже, не могут сдерживать цены в рознице и вынуждены их повышать.