В Красноярском крае на базе двух речных портов создадут мультимодальные логистические центры для развития Северного морского пути

23 октября 2025 г.16:19

В Красноярском крае создадут два речных логистических центра

Svetlov Artem/commons.wikimedia.org

В Красноярском крае планируют создать два мультимодальных логистических центра на базе речных портов в Красноярске и Лесосибирске, следует из сообщения «Росморречфлота». Ожидается, что эти комплексы обеспечат грузопоток по реке Енисей с морским портом в Дудинке, что, в свою очередь, будет способствовать развитию Северного морского пути, привлекая в том числе транзит из Китая, Казахстана и Монголии. Правда, точные сроки реализации этого проекта пока не называются. При этом стоит отметить, что в России сейчас в принципе взялись за возрождение речного сообщения с тем, чтобы снизить нагрузку на сеть железных дорог. На данный момент соглашения о создании речных мультимодальных логистических центров подписаны уже с 11 регионами страны.

Как рассказали в пресс-службе «Росморречфлота», накануне в ведомстве состоялось совещание с участием представителей Министерства транспорта Красноярского края и профильных предприятий, где как раз таки обсуждались проекты по созданию в регионе перегрузочных комплексов на базе двух речных портов — в Красноярске и Лесосибирске.

Поскольку эти два порта имеют непосредственный выход на сеть автомобильных и железных дорог, перегрузочные комплексы смогут выполнять функции мультимодальных логистических центров, обеспечивающих возможность организации грузовых перевозок различными видами транспорта.

Красноярский порт, являющийся одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна, расположен на пересечении Енисейского водного пути с Транссибирской железнодорожной магистралью и федеральной трассой Р-255 «Сибирь».

Лесосибирский порт — один из составляющих элементов Лесосибирского транспортного узла — имеет непосредственно примыкающие к нему подъездные автомобильные и железнодорожные пути.

При этом именно по реке Енисей, на которой и находятся порты в Красноярске и Лесосибирске, идет грузовой поток в районы Крайнего Севера, в том числе в морской порт в Дудинке. Таким образом, реализация проекта будет также способствовать развитию Северного морского пути, а в будущем — Трансарктического транспортного коридора.

Напомним: Трансарктический транспортный коридор создается на основе Северного морского пути, однако при этом он также будет включать в себя сухопутные подходы к речным и морским портам в северных регионах страны.

«Участники совещания обсудили потенциальные объемы и номенклатуру грузов, состояние портовой инфраструктуры, пропускную способность. Для анализа данных и разработки транспортных схем создана рабочая группа, куда входят представители «Росморречфлота», регионального Правительства, судоходных и промышленных компаний Красноярского края», — отметили в пресс-службе федерального ведомства.

Правда, хотя бы приблизительные сроки реализации проектов по преобразованию речных портов в Красноярске и Лесосибирске там не назвали. Как можно предположить, соответствующие соглашения с Правительством Красноярского края пока тоже не заключены.

Вместе с тем стоит отметить, что с 2024-го года «Росморречфлот» начал активную работу по созданию перегрузочных комплексов на базе речных портов. Это должно возродить речное сообщение и снять нагрузку с автомобильных и железных дорог, объединив транзитный потенциал нескольких видов транспорта.

На данный момент соглашения о строительстве мультимодальных речных логистических центров уже подписаны с 11 регионами страны: с Амурской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Омской, Ростовской и Саратовской областями, с Пермским и Хабаровским краем, с Татарстаном и Якутией.