Северный широтный ход даст импульс к развитию морских портов Арктики

14 декабря 2017 г.

Строительство железнодорожной магистрали Северный широтный ход (СШХ) в Ямало-Ненецком автономном округе позволит не только расширить добычу углеводородов в северных регионах РФ и укрепить позиции страны в Арктике, но и ускорит развитие инфраструктуры Северного морского пути, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Северный широтный ход — это железная дорога длиной 707 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги и даст возможность вывозить грузы с новых месторождений северных районов полуострова Ямал. Также СШХ позволит решить транспортную проблему ЯНАО, где жители основной части округа пока лишены возможности добраться до северо-западной части и Салехарда. Начало реализации проекта намечено на 2018-й год. По экспертным оценкам, его стоимость составит более 200 млрд. рублей.

Ранее президент России Владимир Путин отметил необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов, которые создадут пространство для долгосрочного развития российской экономики. Среди них он выделил СШХ, который сократит время доставки грузов в районы Западной Сибири и придаст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути.

Транссиб XXI века

Эксперты отмечают: одним из значимых преимуществ СШХ является прямой выход России к Ледовитому океану. «Северный широтный ход и Северный морской путь прекрасно дополняют друг друга. Реализация проекта строительства новой железной дороги может «вытащить» с континентальной часть России те грузы, которые тяготеют к северным направлениям, и направить эту грузовую базу в другие арктические порты», — сказал ТАСС замминистра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.

По оценке группы «ВИС» — компании, которая занимается продлением СШХ до порта Сабетта, — реализация проекта откроет доступ к арктическим шельфам, сделает возможным их освоение и обеспечит кратчайший круглогодичный транзит полезных ископаемых на рынки Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

«Линия Бованенково-Сабетта соединит СШХ с портом Сабетта, что станет мощным импульсом для развития порта, роста его грузооборота. Кроме этого, проект имеет геополитический аспект: развитие порта Сабетта открывает России новый путь в мировой океан, в страны Западной Европы. Это принципиально новая логистическая схема, которая позволяет не пользоваться инфраструктурой Босфора, а, следовательно, не зависеть от меняющейся политической конъюнктуры», — пояснил ТАСС гендиректор инвестиционно-строительной группы «ВИС» Игорь Снегуров.

Северный широтный ход обеспечит кратчайший круглогодичный транзит грузов

В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Сысоев отметил, что проект даст экономический эффект на десятки лет вперед. «Северный широтный ход — это Транссиб XXI века. Проект позволит создать дополнительный канал поставки жидких углеводородов, твердых полезных ископаемых из Сибири, позволит вовлечь в хозяйственный оборот России новые месторождения», — сказал он.

Развить экономику региона

По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, реализация проекта поможет и развитию региональной экономики. «Это создаст фундамент для освоения богатейшей минерально-сырьевой базы региона, включая шельф Карского моря, обеспечит прямой доступ на международные экспортные рынки Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского партнерства (АТР) по Северному морскому пути и создаст условия для формирования на полуострове Ямал высокотехнологичных перерабатывающих производств», — сказал он.

Власти ЯНАО также рассчитывают, что запуск СШХ позволит решить ряд социальных и других проблем Арктики. «Мы создадим новые рабочие места как на самой железной дороге, так и в смежных отраслях — на новых месторождениях, разработка которых станет рентабельной благодаря дороге, и на новых производствах по переработке, создание которых на Ямале также станет выгодным благодаря СШХ», — добавил Кобылкин, отметив, что с запуском новой дороги на Ямале станет выгоднее работать недропользователям и грузоперевозчикам.

Кроме того, СШХ обеспечит круглогодичную транспортную связь между основными городами Ямала. «Создание СШХ сократит протяженность маршрутов до европейской части России, ускорит товародвижение, оптимизирует загрузку железнодорожной сети РЖД и свяжет инфраструктурой крупнейшие населенные пункты региона. Это внесет существенный вклад в решение транспортного вопроса Ямала. Благодаря новой дороге будет обеспечена круглогодичная связь основных городов и населенных пунктов округа», — пояснил глава региона.

Применение концессии

Для реализации СШХ впервые в российском железнодорожном строительстве будет использован механизм концессии на столь крупном проекте. «Модель концессии позволяет увязать интересы широкого круга участников проекта, дает возможность привлечь в строительство внебюджетные средства на выгодных условиях, а также использовать самые передовые технические и операционные решения «Российских железных дорог», — сказал ТАСС Дмитрий Кобылкин.

Для реализации Северного широтного хода будет использован механизм концессии

Он уточнил, что, кроме РЖД, в проекте участвуют «Газпром», государство, а также компания, которая будет специально создана при участии РЖД для строительства СШХ. «Для сторон в зависимости от формы их участия в проекте срок окупаемости будет разным. К примеру, для РЖД он составит около 10 лет. Согласно заключенным соглашениям с грузоотправителями, к 2025-му году по СШХ железнодорожные составы смогут перевозить порядка 24 млн. тонн грузов в год», — уточнил Дмитрий Кобылкин, добавив, что округ взял на себя софинансирование сложнейших мостовых сооружений, включая мост через реку Обь, сумма вложений региона в проект составит порядка 8 млрд. рублей.

Объем инвестиций в продолжение СШХ — железнодорожную линию Бованенково-Сабетта — составит 113 млрд. рублей, сказал Игорь Снегуров. «Это как собственные средства, так и заемные. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию собственником железнодорожной линии будет частный партнер, то есть ООО «ВИС трансстрой», а после завершения срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП), в 2036 году, вся транспортная инфраструктура перейдет в собственность ЯНАО», — пояснил он.

Дополнительные источники финансирования

В свою очередь Юлия Зворыкина, которая была советником по транспорту постоянного представительства России при ЕС и на протяжении пяти лет представляла Министерство транспорта России, считает, что для реализации проекта можно поискать финансирование и за рубежом, в том числе в Индии. «В поисках финансирования можно посмотреть не только на Китай, но и на Индию, которая во время международного арктического форума в Архангельске выражала заинтересованность не в развитии Шелкового пути, а в коммуникации Север-Юг. СШХ в их транспортную инициативу полностью ложиться», — сказала Юлия Зворыкина.

Также для реализации подобного проекта может быть применен и механизм инфраструктурной ипотеки, считает доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Воротников. «СШХ — сложный проект, и для концессии нужны очень большие финансовые ресурсы, и поэтому потребуется механизм ГЧП: концессия или инфраструктурная ипотека», — сказал он.

Эксперт добавил, что механизм инфраструктурной ипотеки даст возможность воспользоваться государственными гарантиями, привлечь кредитные средства из нескольких источников и выпускать облигации для дополнительного финансирования.