Россия и Китай договорились расширять логистическое сотрудничество
5 ноября 2025 г.15:10

Пресс-служба Министерства транспорта РФ
В рамках визита в КНР вице-премьера РФ Михаила Мишустина состоялась 30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая, по итогам которой стороны договорились расширять логистическое сотрудничество, сообщили в пресс-службе Министерства транспорта РФ. Речь идет о развитии основных морских, железнодорожных, автомобильных и речных маршрутов, реконструкции пограничных переходов и строительстве новых пунктов пропуска, внедрении электронного документооборота и технологий беспилотного вождения, а также о разработке новых логистических сервисов, в том числе по доставке продукции до складских помещений и транспортировке тяжеловесных грузов. Одновременно Россия и Китай договорились усилить сотрудничество для формирования экономического транзитного коридора через Монголию с тем, чтобы к 2030-му году через него можно было перевозить до 50 млн. тонн грузов в год.
На самом деле подписанное между главами правительств России и Китая совместное коммюнике охватывает практически все сферы транспортного взаимодействия.
Так, например, в рамках развития морских маршрутов стороны договорились об увеличении грузового потока по Северному морскому пути и укреплении его конкурентоспособности по сравнению с другими международными морскими коридорами.
С этой целью будет вестись в том числе совместная работа по подготовке специалистов для работы на судах, эксплуатирующихся в полярных водах.
Как пояснили в Министерстве транспорта РФ, обучение специалистов из Китая будет осуществляться на базе ведущих российских морских учебных заведений — Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского и Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Причем китайские моряки, помимо теоретической подготовки, смогут также пройти практическую отработку навыков на специализированных тренажерах в российских образовательных учреждениях, что должно обеспечить высокий уровень готовности к работе в сложных полярных условиях.
Что касается железнодорожного сообщения, то Россия и Китай будут координировать и обеспечивать беспрепятственное и стабильное курсирование контейнерных подвижных составов через территорию РФ, активно способствовать возобновлению движения трансграничных пассажирских поездов, поддерживать развитие железнодорожных перевозок опасных грузов и содействовать внедрению безбумажных транспортных документов.
При этом стоит отметить, что по итогам 2024-го года объем грузов, перевезенных между двумя странами железнодорожным транспортом, вырос на 9%, а за 8 месяцев текущего года — еще на 5,9%.
В целом же, общий грузопоток через российско-китайские пункты пропуска в 2024-м году увеличился на 47,5%, а в I полугодии 2025-го года — на 22,6%. Ожидается, что после модернизации все переходы на границе между двумя странами смогут обслуживать до 3,35 млн. транспортных средств в год.
Так, в частности, до конца года специалисты должны завершить строительство полноценного пункта пропуска «Кани-Курган», который обслуживает транспортный поток по новому автомобильному мосту «Благовещенск-Хэйхэ», а также реконструкцию автомобильных переходов «Краскино» и «Пограничный». В результате, их пропускная способность вырастет в 2,5 раза — до 650 тыс. грузовиков в год.
В свою очередь, к 2028-му году будет выполнена масштабная модернизация одного из основных автомобильных пунктов пропуска — МАПП «Забайкальск». Одновременно также идет строительство железнодорожного пункта пропуска «Махалино» и реконструкция железнодорожных переходов «Пограничный» и «Наушки».
Если говорить отдельно об автомобильных перевозках, то Россия и Китай договорились об упрощении административных процедур и расширении номенклатуры перемещаемых опасных грузов, о внедрении трансграничных автоматизированных перевозок товаров, укреплении информационного обмена и развитии технологий беспилотного вождения.
Одновременно стороны укрепят взаимодействие по новым логистическим сервисам, таким как организация доставки продукции до складских помещений и транспортировка тяжеловесных грузов.
В сегменте речного транспорта две страны будут работать над созданием транспортного канала «река-море» — «Северо-Восток КНР – Дальний Восток РФ», что снизит нагрузку на автомобильные и железные дороги.
«Совместные усилия будут также сосредоточены на строительстве экономического коридора «Россия-Монголия-Китай», сотрудничестве в области модернизации центрального железнодорожного маршрута и других ключевых проектов экономического коридора», — добавили в пресс-службе Министерства транспорта РФ.
При этом стоит отметить, что накануне также состоялось заседание Рабочей группы по транспорту Межправительственной российско-монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, где стороны договорились до конца ноября 2025-го года обменяться информацией о планах по развитию автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов АН3 и AH4 азиатской сети дорог, а в целях развития Центральной линии железной дороги экономического коридора «Россия-Монголия-Китай» — нарастить к 2030-му году транзитный поток до 50 млн. тонн грузов в год.
