Китай закручивает гайки «серому» импорту?
7 октября 2025 г.16:54

publicdomainpictures.net
С октября 2025-го года в Китае вступают в силу новые правила Государственного налогового управления (ГНУ КНР) — Объявление №17/2025. Этот документ должен существенно изменить подход к экспортным операциям в КНР. В компании Rocket Cargo рассказали, в чем его суть, а также каким образом нововведения могут повлиять на доставку товаров из Китая. Спойлер: они направлены на то, чтобы исключить импорт по «серым» схемам.
Как пояснили в компании, со вступлением в силу новых правил каждый китайский экспортер или посредник, помогающий выкупить товар, должен будет раскрывать реального производителя, фактическую сумму сделки и номер официального счета-фактуры (фапьяо) уже на этапе предварительной налоговой отчетности.
Если этого не сделать, то вся экспортная выручка будет считаться собственным доходом посредника, что приведет к росту его налоговой нагрузки.
Что это значит?
До недавнего времени значительная часть поставок из Китая шла по «серым» каналам — через фиктивные компании, с оплатами через Alipay, наличные или криптовалюту. Подобные схемы позволяли скрывать настоящего производителя, занижать стоимость товаров и уходить от налогов.
Теперь эта модель становится неприменимой. Китайская налоговая с октября начинает полностью контролировать цепочку — от производителя до экспортера и получателя средств, подчеркивают в Rocket Cargo.
«Посредники, которые раньше оформляли вывоз «под своим именем», столкнутся с доначислениями и штрафами. Производители больше не смогут скрываться за подставными экспортерами. Оплата через третьи страны без раскрытия контракта будет восприниматься как нарушение валютного и налогового законодательства», — уточняют в компании.
К чему это приведет?
«Рынок «серого» экспорта из Китая неизбежно сузится. Для бизнеса, который до сих пор пользовался неофициальными («серыми») схемами, подобные поставки будут означать рост стоимости и рисков», — считают в Rocket Cargo.
При этом официальные логистические операторы, наоборот, выиграют, поскольку в условиях более жесткого контроля именно легальные маршруты станут единственным устойчивым инструментом для импорта.
«Сейчас в целом наблюдается тенденция, когда «серые» схемы уходят в прошлое и преимущества легальной логистики становятся очевидными», — подытоживают в компании, подчеркивая, что в принципе выступают за полностью легальные схемы поставок грузов.