Казахстан предлагает заключить межправительственное соглашение между всеми странами, через которые проходит Транскаспийский маршрут
23 октября 2025 г.12:59

Пресс-служба Министерства транспорта Республики Казахстан
Казахстан предлагает подписать межправительственное соглашение между всеми странами, через которые проходит Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Об этом министр транспорта республики Нурлан Сауранбаев заявил во время своего выступления на сессии «Средний коридор: от надежности к влиянию» в рамках V форума Tbilisi Silk Road Forum. Такое соглашение должно закрепить единый подход к образованию тарифов, условиям транспортировки грузов, качеству оказываемого сервиса и пр., что повысит привлекательность транзита по транспортному коридору. Напомним: Транскаспийский маршрут проходит через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Главным образом он используется для доставки товаров между странами Азии и Европы в обход России.
«Министр сообщил, что Казахстан выступил с инициативой заключения Межправительственного соглашения по ТМТМ, которое закрепит единые подходы к тарифам, срокам и стандартам сервиса», — рассказали в Министерстве транспорта республики.
При этом глава ведомства подчеркнул, что Транскаспийский международный транспортный маршрут в принципе является стратегическим приоритетом не только для страны, но и для всего региона.
Этот транспортный коридор соединяет между собой страны Азии и Кавказского региона, связывая их со странами Европы, а главное — обеспечивает доставку товаров в обход России, что особенно актуально после 2022-го года, когда появилась необходимость в альтернативном маршруте для перевозки товаров, подпадающих под санкции ЕС.
Основная ветка Транскаспийского маршрута проходит через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. При этом, однако, транспортировка грузов между Казахстаном и Азербайджаном осуществляется через Каспийское море, что является «узким» местом транспортного коридора.
Правда, во время своего выступления министр транспорта Казахстана также отметил, что в ближайшее время планируется внедрение новой паромной системы с большей грузоподъемностью. Это позволит сократить время обработки грузов в портах и обеспечить сквозную и бесперевалочную доставку грузов.
По итогам 2024-го года, грузооборот на Транскаспийском маршруте составил 4,5 млн. тонн, что, кстати, ровно в три раза больше, чем в 2022-м году, когда транспортный коридор, можно сказать, получил свое «второе дыхание».
В течение нескольких лет объем грузоперевозок рассчитывают довести до 10 млн. тонн.
