Как российский бизнес оценивает возможные изменения в налоговом законодательстве?
18 июня 2024 г.16:54
Пресс-служба Министерства финансов РФ
Министерство финансов готовит сейчас ряд поправок в Налоговый кодекс. Так, в частности, предполагается повышение налога на прибыль предприятий с 20% до 25%, переход на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и введение НДС для части предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН). Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА Траксервис», официального дилера MAN, Sitrak, Howo, «Ambertruck», рассказал, как эти изменения могут отразиться на состоянии бизнеса.
На данный момент пакет налоговых поправок уже внесен на рассмотрение Государственной Думы и одобрен соответствующим комитетом нижней палаты парламента.
В случае их принятия некоторым представителям малого и среднего бизнеса, которые сейчас работают по упрощенной системе и потому освобождены от НДС, тоже придется уплачивать налог на добавочную стоимость. Ожидается, что НДС будут взимать при доходах свыше 60 млн. рублей.
При этом будет предложено два варианта уплаты налога: либо 20% со всеми вычетами, либо 5% без права вычетов (при доходах от 250 млн. до 450 млн. рублей — 7%).
Одновременно Министерство финансов предлагает поднять налог на прибыль предприятий с 20% до 25% и ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, включающую в себя пять ступеней.
Так, при доходах до 2,4 млн. рублей в год (до 200 тыс. рублей в месяц) сохранится действующая ставка в 13%, при доходах от 2,4 млн. до 5 млн. рублей она поднимется до 15%, от 5 млн. до 20 млн. рублей — до 18%, от 20 млн. до 50 млн. рублей — до 20%, а при доходах свыше 50 млн. рублей в год — до 22%.
Таким образом, повышенная ставка НДФЛ будет применяться при годовых доходах более 2,4 млн. рублей.
В то же время для доходов, получаемых от дивидендов, депозитов, реализации ценных бумаг и долей участия, будут применяться только две ставки НДФЛ: 13% — для суммы ниже 2,4 млн. рублей и 15% — для доходов сверх этой суммы.
Как это может отразиться на состоянии бизнеса?
Валерий Кузьмин считает, что изменения, предложенные Министерством финансов, в моменте ухудшат состояние бизнеса, да и в целом дадут обратный эффект той цели, ради которой все и было запланировано, — увеличение поступлений в бюджет.
«Усиление фискальной нагрузки априори не может быть стимулом к росту и развитию предпринимательства, особенно когда взамен бизнес, по сути, ничего не получает, кроме сложно реализуемых на практике механизмов вычетов или субсидий», — говорит управляющий партнер компании «ААА Траксервис».
По его мнению, основной удар в этой ситуации придется на более ли менее стабильных игроков рынка, которые в большинстве своем относятся либо к среднему, либо уже к крупному бизнесу, поскольку это они закрывают основную часть налоговых сборов в бюджет.
Многие новые бизнес-проекты будут приостановлены и отложены на неопределенный срок, а ведь именно они в своей синергии могли бы помочь масштабировать платежеспособный средний класс, экономику и, как следствие, ВВП, подчеркивает Валерий Кузьмин.
Он предлагает посмотреть на ситуацию глазами собственников компаний и предпринимателей, которые являются локомотивами всех решений, инвестируют свой капитал и хотят видеть рентабельность и адекватную чистую прибыль по итогу своей работы. «В первую очередь, возьмем прогноз по тем компаниям, которые еще находятся на стадии принятия решения о запуске бизнеса и инвестициях», — продолжает управляющий партнер компании «ААА Траксервис».
«С одной стороны — ухудшающиеся ковенанты потенциальных финансовых моделей (налог на прибыль с 20% до 25%, НДС как минимум 5% даже на УСН, если бизнес компании со старта вышел на выручку всего более 5 млн. в месяц, НДФЛ — прогрессивные 5 ступеней). Плюс к этому, текущая денежно-кредитная политика Центробанка, реальная ставка в 16%, жесткий прогноз по ней на 2024-2025 годы и стоимость кредитов в среднем по рынку со ставкой «КС+3%». Добавим к этому реальную потребительскую инфляцию и перегретый рынок труда», — поясняет Валерий Кузьмин.
С другой стороны, отмечает он, возможность инвесторов получать пассивный доход, не взваливая на себя никакие бизнес-риски, не создавая никакие рабочие места с их социальной нагрузкой, не тратя ресурсы, время и энергию, разместив весь свободный капитал в депозиты или консервативные сберегательные инструменты на фондовом рынке под 17-18% годовых.
«Именно это и есть реальный инвестиционный климат и условия, в которых, возможно, сейчас для многих будет гораздо логичнее не инвестировать в производство и развитие, а получать пассивный доход с собственного капитала за вычетом все того же прогрессивного НДФЛ, как и в случае с выплатой дивидендов с чистой прибыли, которую еще нужно суметь заработать», — подчеркивает управляющий партнер компании «ААА Траксервис».
«И в такой ситуации встает вопрос: а какой вообще должен быть показатель рентабельности вложенного собственного капитала (ROE) у реального «белого» бизнеса, если посчитать все эти издержки, чтобы вообще перекрыть такую ставку дисконтирования (пассивного дохода) и согласиться взять на себя все риски, чтобы что-то заработать?!» — продолжает он.
Конечно, можно инвестировать с ожиданием того, что ставки изменятся, а бизнес останется, отмечает Валерий Кузьмин.
Однако изменятся они только тогда, когда Центробанк достигнет своих целей по снижению инфляции, а это произойдет только при охлаждении спроса, который, в свою очередь, остановит выручку и уничтожит всю ту сверхприбыль, в расчете на которую и берутся кредиты под развитие бизнеса в текущих условиях. То есть это еще один потенциальный риск для бизнеса, предупреждает управляющий партнер компании «ААА Траксервис».
«Даже если финансовые заимствования идут с плавающей ставкой, есть все шансы оказаться в итоге с проблемной задолженностью», — подчеркивает он.
По его словам, инвесторы, ориентированные на пассивный доход с фондового рынка, тоже не в восторге от предлагаемых нововведений.
«И дело вовсе не в прогрессивном НДФЛ на благие цели. Здесь как раз меньше всего вопросов. Проблема больше в том, что увеличение фискальной нагрузки однозначно приведет к снижению все той же чистой прибыли компаний, акции которых данные инвесторы покупают, и, как следствие, дивидендных выплат, на которые они рассчитывают, плюс к корректировке стоимости самих бумаг в комплексе, ввиду снижения общей доходности. А это может привести к поиску более интересных рынков и в целом оттоку капитала», — поясняет Валерий Кузьмин.
Говоря непосредственно про компанию «ААА Траксервис», ее управляющий партнер прогнозирует, что в результате налоговых изменений показатели в целом ухудшатся и рентабельность сократится. Решения по дополнительным инвестициям и привязанные к кредитным ресурсам проекты, скорее всего, будут отложены, так как дополнительные 5% издержек по прибыли на выходе снижают привлекательность данных начинаний.
«Кроме того, мы понимаем, что на нас ляжет часть бремени по компенсации поднятия НДФЛ, так как сотрудники будут не готовы к снижению реальной зарплаты. Стоимость продукции на выходе станет выше, проиндексируется, но не пропорционально фискальным изменениям, поскольку мы и так видим начало стагнации и замедления на нашем рынке», — заключает Валерий Кузьмин.