Чтобы поддержать малый бизнес в «усложнившихся экономических условиях»: перевозчики просят не отменять ЕНВД
18 октября 2019 г.16:10
Филиал Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу выступил с инициативой продлить действие Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который с 2021-го года должны отменить. С соответствующим предложением он обратился к уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Те, в свою очередь, предложение поддержали.
Напомним: Единый налог на вмененный доход был введен в 1998-м году не столько ради поддержки малого бизнеса, сколько для того, чтобы за счет льгот и упрощенного налогообложения вывести этот малый бизнес «из тени».
Единый налог на вмененный доход, как видно из его названия, взимается не с действительно полученного, а с предполагаемого дохода (рассчитывается по установленной для каждой сферы базовой доходности с применением коэффициента-дефлятора от Министерства экономического развития и корректирующего коэффициента от местной власти, ставка доходит до 15%). Плюс, освобождает от уплаты налога на прибыль и на имущество, НДС (за исключением импорта) и для индивидуальных предпринимателей — от налога на доходы физических лиц.
Перейти на ЕНВД (причем с 2013-го года этот переход стал добровольным) могут только те, кто занимаются определенным видом деятельности (автомобильные грузоперевозки входят в их число), и только при непревышении установленных лимитов: менее 100 сотрудников, не более 20 транспортных средств.
Вместе с тем действует этот налоговый режим исключительно на тех территориях, где он введен решением местных властей. Если местные власти такое решение не приняли, то и зарегистрированным здесь предприятиям, ИП работать по ЕНВД никак нельзя.
Изначально ЕНВД собирались отменить с 1-го января 2018-го года, однако за полтора года до этого из-за «усложнившихся экономических условий», как было подчеркнуто в документах, и из желания поддержать в этих условиях малый бизнес режим продлили до 2021-го года.
Однако сейчас его продлевать пока не собираются. По крайней мере, официальная позиция Министерства финансов во главе с Антоном Силуановым такова: налог, который сразу позволял выводить бизнес «из тени», теперь, наоборот, используется для ухода в нее.
Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, кроме того, отмечает, что в нынешних реалиях утрачен и смысл применения ЕНВД. Если в 1998-м году, когда он вводился, было проблематично, например, установить кассу в маршрутке или на рынке, то теперь технологии позволяют это сделать. Тем более что с 1-го июля 2019-го года налогоплательщики ЕНВД, использующие наемный труд, даже обязаны устанавливать контрольно-кассовую технику, которая, кстати, делает видимым полученный доход — он перестает быть предполагаемым.
В то же время Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, ссылаясь на исследования, проведенные Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина, опасается, что отмена ЕНВД увеличит налоговую нагрузку на малый бизнес почти в 2,5 раза, приведет к сокращению 1,7 млн. рабочих мест и на 3,9% снизит объем поступлений в местные бюджеты. Он предлагает продлить налоговый режим до тех пор, пока ему не будет найдена приемлемая альтернатива.
В Министерстве финансов указывают, что после отмены ЕНВД те, кто им пользовались, смогут работать по упрощенной или патентной системам налогообложения.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Амбросимов в ответе на письмо АСМАП, в свою очередь, не исключил, что после проведения необходимых исследований будет разработан законопроект, предусматривающий продление действия ЕНВД.
Добавим: в АСМАП также опасаются, что отмена ЕНВД увеличит нагрузку на малый бизнес, сократит число малых предприятий и ИП и, как следствие, потянет за собой другие негативные явления в экономике.
По приблизительным оценкам экспертов, в России в автомобильных грузоперевозках на долю малого бизнеса и физических лиц приходится чуть ли не 80% от общего количества перевозчиков.