ГлавнаяБаза знанийСправочник логиста

Значение склада в логистической цепочке

Значение склада в логистической цепочке

То, что склады являются, как принято говорить, важным звеном в логистической цепочке, вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Они, в принципе, крайне важны во многих областях — в производственной деятельности, оптовой и розничной торговле… Точно так же и сферу грузоперевозок невозможно представить себе без такого комплекса, где происходит хранение, переработка и распределение груза. Вернее, можно. Можно с уверенностью сказать, что она превратилась бы в полнейший хаос: грузы «передвигались» бы только каким-то одним транспортным средством (или эти транспортные средства выстраивались бы в очередь где-нибудь в месте «пересадки»), на въезде в таможенные пункты были бы нескончаемые заторы, да и небольшие компании не смогли бы позволить себе существовать, потому что попросту разорились бы на содержании индивидуального хранилища товаров…

Вообще, конечно, классифицировать склады можно нескончаемо долго по длинному перечню признаков: по размерам, по высоте укладки грузов, по конструкции, по степени механизации складских операций, по возможности доставки и вывоза груза, по классам и т.д. и т.д. Это все, безусловно, важно. Однако сферу грузоперевозок в первую очередь интересует функциональное назначение склада. То есть то, какое место занимает склад в грузопотоке и какую роль там играет.

По функциональному назначению можно выделить следующие виды складов:

  • коммерческий склад (или склад общего пользования), который сейчас часто называют складом ответственного хранения;
  • консолидационный склад;
  • грузовой терминал;
  • склад временного хранения; таможенный склад.

Склад временного хранения и таможенный склад

Конечно, к чисто внутрироссийским грузоперевозкам таможенный склад и склад временного хранения имеют несколько опосредованное отношение: они предназначены для хранения импортируемых товаров. Однако вкратце коснуться их стоит. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть разницу между ними.

Склад временного хранения — это специальное место (закрытого или открытого типа) для хранения товаров, находящееся под таможенным контролем. На складе временного хранения содержатся иностранные товары, которые не помещены под какую-либо таможенную процедуру. Обычно они находятся на этом складе с того момента, как началась таможенная проверка, и до выпуска в свободное обращение, однако максимальный срок их хранения не должен превышать 4-х месяцев.

Причем если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза изначальный срок хранения составлял 2 месяца и только после письменного обращения в таможенные органы мог быть продлен еще на 2 месяца, то по Таможенному кодексу ЕАЭС, вступившему в силу с 1-го января 2018-го года, срок временного хранения сразу же составляет 4 месяца, без необходимости дополнительного продления.

Для помещения на склад временного хранения не нужно заполнять таможенную декларацию — достаточно транспортных, коммерческих и(или) таможенных документов. Главное, чтобы в них было указано: сведения о товарах (количественные характеристики и стоимость груза, код ТН ВЭД), их отправителе и получателе, стране отправления и стране назначения. При представлении же предварительной информации в электронном виде нужен только номер регистрации.

Как правило, товары, находящиеся на складе временного хранения, нельзя обрабатывать (дробить на партии, переупаковывать и т.п.), а также передавать другому лицу имущественные права на них.

А вот таможенный склад — это одновременно и склад (то бишь специальное место хранения), и таможенная процедура. И потому на этот склад помещаются именно те товары, которые находятся под соответствующей таможенной процедурой («таможенный склад»). Причем заявить данную процедуру необходимо уже на этапе подачи декларации (а значит, в этом случае ее заполнение обязательно). Так, как на складе временного хранения — свободными от таможенной процедуры, — на таможенном складе товары находиться не могут.

Однако они могут дробиться, сортироваться, переупаковываться, маркироваться, готовиться к отправке (…) и даже продаваться. То есть за время нахождения товаров на таможенном складе права на владение ими, распоряжение и(или) пользование запросто можно передать другому лицу.

Максимальный срок содержания товаров на таможенном складе достаточно большой — 3 года. Что примечательно, все это время их можно хранить, не уплачивая с них таможенные пошлины и налоги.

Коммерческий склад (он же — ответственного хранения)

Кстати, со словосочетанием «ответственное хранение» получается довольно интересная история. Потому что на юридическом языке (ст. 514 Гражданского Кодекса РФ) этот термин имеет совершенно не тот смысл, который в него вкладывают владельцы и операторы складов, стремясь подчеркнуть качество своих услуг и особую щепетильность в обращении с чужим имуществом.

Предположим, покупателю пришел товар, за который он не согласен платить и который он, соответственно, не может оставить в своей собственности (не тот груз доставили, повредили его, обманули с качеством…). Тогда по согласованию с поставщиком он может установить приемлемый срок, в течение которого поставщик должен определиться: что делать с возвратом?.. И вот пока тот думает, решает и предпринимает меры, покупатель берет груз под свое ответственное хранение!

Склад же, который просто хранит чужие товары и не связан непосредственно с производством или торговлей, — это коммерческий склад (или склад общего пользования). Его отличительная особенность и основное преимущество в глазах средних и небольших компаний — это возможность арендовать конкретную площадь под груз, а не целое отдельное помещение.

На складе товар хранят в течение определенного времени в соответствии с теми условиями, которые он требует, но только этим ассортимент услуг не ограничивается. Груз сортируют, дробят на партии, упаковывают, маркируют и прочим образом готовят к отправке, в том числе вместе с необходимыми сопроводительными документами.

Коммерческие склады, естественно, отличаются друг от друга. В первую очередь тем, для каких товаров они предназначены: для опасных грузов, алкогольной, фармацевтической, пищевой продукции, универсальных товаров и т.п. Кроме того, своим классом, удовлетворяющим требованиям разной степени притязательности.

В России обычно выделяют четыре категории складских помещений — A, B, C и D. Если склады категории A предполагают самое современное оснащение — антипылевое покрытие пола, системы кондиционирования и вентиляции, охраны и видеонаблюдения, пожаротушения и предупреждения о пожаре, автономное электроснабжение, автоматизированную систему учета грузов, расположение вблизи крупных транспортных артерий (…), то склады категории D — это, как правило, помещения, которые вообще изначально не предназначались для хранения товаров: подвалы, ангары, технические площади… Однако после переоборудования такой склад все равно должен иметь подъезд для грузового транспорта, ворота такого размера, чтобы можно было осуществлять погрузку и разгрузку, системы сигнализации и пожаротушения, круглосуточную охрану, а также поддерживать постоянный уровень температуры и влажности (их конкретные значения, конечно же, могут быть разными от склада к складу, вот только они должны быть приемлемыми для груза и уж точно без резких скачков и перепадов).

В принципе, условия, предлагаемые складом категории D, — это тот базовый комплекс требований, которым должен отвечать каждый склад. Категория C — чуть лучше, B — еще взыскательнее и A, как уже очевидно, — максимум.

Коммерческий склад важен в логистической цепи тем, что, как правило, именно он является местом отправления груза и пунктом его назначения. При этом отгрузка товара подразумевает соответствующую заявку от владельца (то есть без этой заявки товар не начнут комплектовать, готовить к отправке и вообще не смогут вывезти за пределы склада), а его прием на хранение — заключение соответствующего договора.

Причем прежде чем операторы склада примут груз, они:

  • проверят наличие сопроводительной документации и соответствие указанных в ней сведений действительности;
  • оценят целостность упаковки, сохранность пломб, качество товара и пр. и, если есть повреждения и т.п., отдельно их задокументируют и сфотографируют;
  • определят необходимые условия хранения.

Как только товар принят, вся ответственность за его сохранность переходит к оператору склада.

Естественно, вместо склада общего пользования может быть складское помещение, принадлежащее отправителю и получателю груза (то ли находящееся в их непосредственной собственности, то ли арендованное), однако оно выполняет точно такую же функцию в логистической цепочке.

Консолидационный склад

Это — неотъемлемый этап осуществления сборных грузоперевозок. Именно на консолидационном складе собираются грузы от разных отправителей, там они сортируются по машинам, если требуется, переупаковываются, маркируются и сопровождаются необходимой документацией. Храниться, кстати, они могут в течение нескольких дней, что, конечно же, отражается на сроках доставки товара.

Консолидационные склады тоже могут иметь разную категорию и разное предназначение в зависимости от того, на какие грузы они рассчитаны: опасные, скоропортящиеся, универсальные…

Как правило, такой склад принадлежит одному собственнику: транспортно-экспедиционная компания, которая активно занимается сборными грузоперевозками, арендует помещение в месте, удобном с точки зрения пересечения популярных транспортных потоков.

Грузовой терминал

Обычно располагается в ключевых транспортных узлах (порт, железнодорожная станция и т.п.) и является своеобразным перевалочным пунктом: используется для перегрузки груза на другое транспортное средство. По большей части, в терминалах хранятся даже не сами грузы по отдельности, а контейнеры, подвижной состав и пр.

Может, непосредственно для автомобильных грузоперевозок грузовой терминал и не особо важен, однако при смешанных он просто незаменим.

Основные складские операции

В принципе, к какому бы типу ни относился склад, есть тот обязательный комплекс операций, который входит в услуги если не каждого склада, то большинства из них.

В первую очередь, естественно, хранение. И тут не может быть никаких исключений, потому что хранение и есть та цель, ради которой, собственно, склад и был придуман.

Хранение подразумевает определенный срок, во время которого товар будет находиться на складе, и предполагает соблюдение условий, необходимых для поддержания его качества (значение температуры и влажности, уровень освещения, кондиционирование, вентиляция и пр.)

Складирование включает, естественно, и хранение, однако вместе с тем означает накапливание товара, принадлежащего одному владельцу.

Прием/отпуск груза и обеспечение его внутреннего передвижения — это комплекс мер, призванных выявить соответствие качества товара заявленному (при приеме на склад это делает оператор склада, при отправке — владелец товара), фиксирование имеющихся несоответствий, выделение для поступившей партии специального места хранения (что предполагает наличие рациональной схемы размещения товаров), а также любые передвижения груза внутри складского помещения.

Консолидация — объединение нескольких грузов в одну партию. Название операции говорит само за себя: она главным образом свойственна консолидационным складам, где грузы от разных отправителей собираются вместе для отправки в одном транспортном средстве. Впрочем, точно такую же функцию запросто может взять на себя и грузовой терминал, и склад общего пользования. В первом случае консолидируются, как правило, контейнеры для отправки одним железнодорожным составом или на одном судне, во втором — например, грузы от разных отправителей прежде, чем они все вместе будут перевезены в адрес одного получателя (или наоборот: от одного отправителя — разным получателям).

Кроме того, операторы склада зачастую оказывают и дополнительные услуги — такие, как погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, маркировка груза, подготовка сопроводительной документации и пр. Эти услуги, как правило, оплачиваются отдельно.

Кросс-докинг

Впрочем, сегодня достаточно распространена схема оказания складских услуг, которая вообще не подразумевает длительного хранения товаров. Имя этой схемы — кросс-докинг.

Кросс-докинг, по сути, представляет собой совокупность операций, обеспечивающих сквозное складирование: партии груза, поступающие на склад, в кратчайшие сроки перерабатываются и сразу же отгружаются. Без поступления, повторимся, в зону хранения.

Основные преимущества использования такой схемы — сокращение сроков доставки товара и снижение (за счет того, что отпадает необходимость в аренде складского помещения и оплате комплекса услуг по хранению) затрат. Однако ее организация требует максимального согласования всей цепочки поставок, скоординированности транспортных потоков, тщательнейшего расчета по времени, четких слаженных действий как операторов склада, так и водителей, грузчиков и других специалистов, причастных к доставке товара.

Иначе сбой в работе одного из звеньев обязательно вызовет сбой всей цепочки кросс-докинга. Вплоть до того, что кросс-докинг, в принципе, перестанет таковым считаться: товары придется таки переправить в зону хранения.

Вообще, существует несколько видов кросс-докинга:

  • перевалка: перегрузка готовой партии товара из одного транспортного средства в другое без дополнительной обработки;
  • расконсолидация: груз, поступивший от одного отправителя на одном транспортном средстве, «расфасовывается» по нескольким транспортным средствам, едущим к разным получателям; как правило, тоже не подразумевает дополнительной обработки, так как партии груза, предназначенные для разных покупателей, уже заранее отдельно укомплектованы;
  • консолидация: товары, поступившие от разных поставщиков, сортируются, формируются в одну партию и загружаются в одно транспортное средство, следующее к одному получателю; чаще всего подразумевает переупаковку, маркировку, а также замеры и взвешивание груза;
  • комплектация: не совсем кросс-докинг в чистом виде, потому что часть товара некоторое время все-таки хранится на складе с тем, чтобы затем ею доукомплектовать только что пришедший груз и укрупнить партию товара, предназначенную для одного покупателя.

При этом два первых вида относятся к одноэтапному кросс-докингу (грузы проходят через склад в неизменяемом состоянии), а два последних — к двухэтапному (требуются дополнительные операции — переупаковка, маркировка и т.п.).

Если говорить конкретно о процессе грузоперевозки, то кросс-докинг может использоваться при доставке сборных грузов (во время их консолидации на складе), а также при смешанных грузоперевозках: когда груз необходимо без задержек «перевалить» с одного транспортного средства на другое.

Что еще раз хочется подчеркнуть в отношении «складской» темы: все то время, пока груз находится на складе, ответственность за его сохранность несет оператор склада, и эта ответственность, кстати, тоже может страховаться, как и ответственность экспедитора/перевозчика.

Разделы статей