Законодательные акты регулирующие внутрироссийские автомобильные грузоперевозки
На самом деле сфера автомобильных грузоперевозок регулируется десятками нормативно-правовых актов — федеральными законами, постановлениями, приказами, инструкциями и правилами, однако есть основные, на которые, по сути, и опирается отрасль.
Основы гражданско-правовых отношений в области грузоперевозок заложены в Гражданском кодексе РФ. Глава 40 «Перевозка» содержит общие положения коммерческой перевозки грузов и пассажиров, а глава 41 «Транспортная экспедиция» посвящена деятельности экспедиторов и экспедиционных компаний.
Порядок осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом описан в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а основные Правила перевозки грузов автомобильным транспортом утверждены соответствующим Постановлением Правительства РФ №2200 от 21.12.2020 г.
Постановление содержит приложения, регламентирующие допустимые массы, габариты и осевые нагрузки транспортных средств, сроки погрузки и разгрузки, нормы заполнения транспортной накладной, заказ-наряда и сопроводительной ведомости. Оно также охватывает перечень специализированных транспортных средств, перечисление погрузочно-разгрузочных работ и список грузов, после перевозки которых транспортные средства должны быть промыты и продезинфицированы.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом долгое время регулировались соответствующим документом, утвержденным Министерством транспорта РФ. Однако в конце 2016-го года он утратил силу. Сделано это было для того, чтобы сократить избыточность законодательных актов и убрать те из них, которые повторяют содержание друг друга.
Так, регламент перевозки опасных грузов детально описан в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), РФ присоединилась к нему еще в 1994-м году. Теперь перевозка опасных грузов по территории России регулируется этим соглашением, а также общими Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.
Перевозка скоропортящихся грузов, в свою очередь, осуществляется в соответствии с Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), а также общими Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.
Требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов ранее содержались в соответствующей инструкции, однако в 2014-м году она утратила силу. Затем порядок транспортировки таких грузов регламентировался Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Приказ Министерства транспорта РФ №7 от 15.01.2014 г.).
Эти правила в отношении крупногабаритных и тяжеловесных грузов действовали до 9-го мая 2018-го года: с 9-го мая 2018-го года в силу вступил Приказ Министерства транспорта РФ №10 от 12.01.2018 г., а с 1-го января 2021-го года его заменил Приказ Министерства транспорта РФ №343 от 31.08.2020 г. «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства».
Теперь перевозка таких грузов подчиняется последнему из перечисленных документов документу, а также Постановлению Правительства РФ №2060 от 01.12.2023 г. «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства», которое вступило в силу с 1-го марта 2024-го года. В этом постановлении расписывается и порядок выдачи специального разрешения на проезд тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства.
Кроме того, не следует забывать о внедрении в ноябре 2015-го года системы «Платон». Правовая основа этой системы заложена в Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Порядок взимания платы определен Постановлением Правительства РФ №504 от 14.06.2013 г. «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
Что касается требований надлежащей транспортировки, то общие основы закреплены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», а Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Приказом Министерства транспорта РФ №145 от 30.04.2021 г.
Сфера перевозок, кроме того, регулируется Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Приказом Министерства транспорта РФ №424 от 16.10.2020 г. «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Деятельность экспедиционных компаний осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ №554 от 08.09.2006 г., и Приказом Министерства транспорта РФ №23 от 11.02.2008 г. «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов».