Режима труда и отдыха водителей
При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости. И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения. Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…
Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.
В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше). А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение. По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.
Использование тахографа во внутрироссийских грузоперевозках
В России, правда, до недавнего времени сфера внутренних автомобильных грузоперевозок оставалась мало подвластной контролю со стороны компетентных органов. Несмотря на наличие разработанных норм режима труда и отдыха водителя, проверить их действительное выполнение на практике было практически нереально. Во-первых, не все автомобили, осуществляющие грузоперевозки, требовалось в обязательном порядке оснащать тахографами, а во-вторых, теми тахографами, которые находились на борту транспортного средства (а они были аналоговыми), можно было легко манипулировать и без особого труда подделывать выдаваемые ими сведения.
Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. 13-го февраля 2013-го года Министерство транспорта РФ издало Приказ №36, который обязал оборудовать тахографами все грузовые автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. С 1-го апреля 2014-го года в отношении грузовых автомобилей, не оборудованных тахографами, начал действовать Кодекс об административных правонарушениях. А с 1-го июля 2016-го года в число транспортных средств, не оборудованных тахографами, вошли и те, у которых на борту были установлены аналоговые аппараты.
То есть теперь и во внутрироссийских грузоперевозках нельзя обойтись без тахографа, причем без его цифровой (именно цифровой! которую сложно вскрыть и которая исключает возможность корректировки записанной информации) модели. Иначе — штраф:
- гражданам — от 1 000 до 3 000 рублей;
- должностным лицам — от 5 000 до 10 000 рублей.
Законодательство, регламентирующее режим труда и отдыха водителей
Если говорить непосредственно о самих законодательных актах, то при применении их положений всегда нужно учитывать: какой именно вид грузоперевозки осуществляется. Водитель, находящийся в международном рейсе, должен придерживаться международных правил — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Причем даже въезжая на территорию России, он все равно продолжает подчиняться требованиям ЕСТР.
Если же он выполняет доставку груза в пределах границ России, то целиком зависит от норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15).
И да, между этими документами есть разница. Хотя бы в том, что главная забота ЕСТР — не дать водителю засидеться за рулем, установив для него нормы непрерывного управления автомобилем и нормы отдыха, а отечественное положение пытается еще согласовать эти нормы с требованиями Трудового кодекса.
Поэтому в ЕСТР, например, говорится о продолжительности управления, а в отечественном документе, помимо нее, — еще и о рабочем дне. Получается даже «забавно»: для стандартного рабочего дня лимит рабочего времени устанавливается в 8 часов, а продолжительность управления автомобилем в течение этого рабочего дня — в 9 часов.
Чтобы понимать: в рабочее время водителя, помимо времени управления автомобилем, также входит:
- время специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах;
- время проверки автомобиля перед рейсом и после него; время проведения медицинского осмотра водителя;
- время стоянки в местах погрузки и разгрузки; время простоев (не по вине водителя);
- время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля (если они не требуют разборки механизмов);
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах (засчитывается не менее 30 процентов времени);
- время присутствия на рабочем месте, когда автомобилем управляет другой водителей (при отправлении в рейс нескольких водителей) (засчитывается не менее 50 процентов времени).
В общем, даже при рабочем дне, не включающем в себя погрузку/разгрузку и полностью состоящем из управления автомобилем, налицо некоторое противоречие: в течение периода ежедневной работы (смены) управлять автомобилем можно 9 часов, в то время как «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов». Больше всего, конечно, такое противоречие затрудняет бухгалтерский учет. Но оно же мешает и практике, особенно если речь идет о международных автомобильных грузоперевозках и подчинении нормам ЕСТР: российские водители, пытаясь втиснуть свой рабочий день в требования Трудового кодекса, уступают европейским перевозчикам, которым на управление автомобилем дается 9 часов в день, а на рабочую смену вообще (куда входит погрузка/разгрузка, простои, паузы и пр.) — 13 часов.
Суммированный учет рабочего времени
Впрочем, если говорить об учете рабочего времени во внутрироссийских грузоперевозках, то предусматривается ежедневный и суммированный учет. Последний допускается в том случае, когда по условиям работы не может быть установлена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (что актуально для длительных междугородних перевозок), и, как правило, охватывает учетный период в один месяц. Однако продолжительность рабочего времени за учетный период все равно не должна превышать нормального числа рабочих часов.
То есть: если учетный месяц включает в себя 21 рабочий день, то водитель в течение этого месяца должен работать не более 168 часов (21 × 8). И еще помнить при этом, что «продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов».
Что еще важно: при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов. Но! Не более двух раз в неделю и при условии, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов.
Кстати, рабочее время водителя может быть увеличено до 12 часов: в том случае, если водитель не успевает доехать до отведенного места отдыха (ведь ночевать на обочине дороги запрещается!). Однако злоупотреблять этим обстоятельством и уж тем более ссылаться на него, когда тебя остановили для проверки, пытаясь скрыть умышленное нарушение законодательства, точно не стоит: сотрудники ГИБДД или Ространснадзора прекрасно осведомлены об имеющихся по маршруту автомобиля местах для отдыха и их загруженности.
Нормы отдыха
Если еще говорить об отличиях между ЕСТР и отечественным Положением, то они предусматривают разную интенсивность движения. Так, согласно ЕСТР, водитель может непрерывно управлять автомобилем в течение 4,5 часов, после чего должен сделать перерыв на 45 минут. Этот перерыв, кстати, можно разбить на два, но при условии, что один из перерывов длится не менее 30 минут, а продолжительность непрерывного вождения составляла менее 4,5 часов.
Однако при внутрироссийских перевозках водитель может непрерывно находиться за рулем только в течение 4 часов, после чего он должен сделать обязательную паузу минимум на 15 минут. После возобновления движения перерывы в 15 минут можно устанавливать не более чем через каждые 2 часа.
Что интересно, эти перерывы в 15 минут входят в рабочее время водителя. А вот отдых водителя включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания (не менее 30 минут, но не более двух часов): кстати, если водитель делает остановку для такого отдыха, то дополнительный перерыв в 15 минут ему в это время не предоставляется, а при продолжительности рабочего времени более 8 часов, перерывов для отдыха и питания должно быть два;
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный непрерывный отдых (выходной).
- Ежедневный (междусменный) отдых должен быть как минимум в 2 раза больше продолжительности рабочей смены до него, при этом в него также входит перерыв на отдых и питание. То есть: если водитель отработал с 8 до 17 часов (+ 1 час на обед), отдых между сменами для него составляет не менее 15 часов и выйти на работу он может уже на следующие сутки в 8 часов утра.
Однако при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых может длиться 12 часов, а при междугородних перевозках — 11 часов. Максимум (!) три раза в течение недели он может быть сокращен до 9 часов. Однако при условии, что до конца следующей недели водитель получит дополнительный отдых, соответствующий тому количеству часов, которые он недоотдыхал.
Кроме того, при междугородних перевозках (и суммированном учете рабочего времени) разрешается делить междусменный отдых на два-три отдельных периода, только один из периодов все равно должен быть не менее 8 часов подряд, сокращать суммарное время отдыха нельзя (в сумме оно равняется минимум 12 часам), а потратить эти периоды необходимо в течение 24 часов.
Еженедельный непрерывный отдых либо следует за междусменным отдыхом, либо непосредственно ему предшествует (что важно, междусменный отдых в еженедельный не включается!) и составляет как минимум 42 часа.
При суммированном учете рабочего времени выходные (они же — еженедельный непрерывный отдых) могут устанавливаться в любые дни недели, но их число должно соответствовать количеству полных недель в учетном месяце.
Два и более водителей в рейсе
Если же доставка груза действительно очень срочная, а проехать к пункту назначения нужно немалое количество километров, то лучший способ законным образом осуществить такую грузоперевозку — направить в рейс двух (или даже больше) водителей. Тем более что российским законодательством предусматривается такая возможность: единственное — автомобиль должен быть оборудован спальным местом для водителя.
Главное — помнить: водителю, который непосредственно не управляет автомобилем, рабочие часы все равно «начисляются» (не менее 50 процентов от того времени, когда за рулем находился напарник). А потому получается: если «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены)» одного водителя составляла, например, восемь часов, то второй, вышедший на замену, сможет «крутить баранку» не дольше четырех часов.
Штрафы за нарушения
За несоблюдение режима труда и отдыха в соответствии с Кодексом об административных нарушениях РФ (статья 11.23) штрафом карается непосредственно сам водитель — от 1 000 до 3 000 рублей. Наказание для должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей этой статьей пока не предусмотрено. Единственное, есть общая статья (5.27) «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которая за нарушение трудового законодательства предусматривает штраф:
- для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Кроме того, как уже упоминалось выше, штраф предусмотрен и за то, что автотранспортное средство, осуществляющее грузоперевозку, не оборудовано тахографом или если этот тахограф не исправен.
Проверять же соблюдение водителями режима труда и отдыха при внутрироссийских перевозках имеют право следующие контролирующие органы:
- ГИБДД;
- Ространснадзор;
- Федеральная служба по труду и занятости.