Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
Чтобы качественно организовать перевозку груза, необходимо всегда (!) тщательно измерять его габариты и вес. Причем если груз должен «ехать» пакетированным, то взвешивать и производить замеры нужно и непосредственно перед тем, как он будет упакован, и тогда, когда он уже находится в таре.
Точное определение массы и габаритов груза в любом случае влияет на правильный выбор автомобиля. Зачем обеспечивать себе дополнительные сложности и затраты на штрафы, «запихивая», например, товар весом в 8 тонн в машину, рассчитанную на 6 тонн, или груз длиной 3,5 метра — в стандартную «Газель» (2,8 метра), если есть транспортные средства большей грузовместимости, удлиненные варианты «Газели» и т.д. и т.п.?
Вместе с тем нередко приходится перевозить грузы, которые по своим габаритам не способны вместиться ни в одно из существующих автотранспортных средств или чья масса превышает допустимые нагрузки на дорожное покрытие. Притом что разделить эти грузы или разобрать, дабы перевезти по партиям, нет никакой возможности.
Например: генераторы, трансформаторы, длинномерные трубы, сельскохозяйственная и дорожная техника, пресс, буровые установки, резервуары для нефтепродуктов и пр.
В таком случае речь будет идти о крупногабаритных и/или тяжеловесных грузах, а их перевозка потребует особой подготовки: получения разрешения, согласования маршрута, платы за проезд по автомобильным дорогам, разработки специального проекта движения, организации сопровождения… И если какой-то из необходимых пунктов не будет выполнен, то перевозчику грозит не маленький штраф.
Поэтому очень важно знать все тонкости и нюансы перевозки негабаритных грузов и четко соблюдать прописанные условия.
Однако прежде необходимо знать, когда именно транспортное средство с грузом начинает считаться негабаритным
Итак, транспортное средство (а правильно говорить именно о транспортном средстве с грузом, а не просто о грузе) является крупногабаритным, если его размеры вместе с грузом превышают установленные предельно допустимые значения хотя бы по одному из параметров:
- по высоте — 4 метра;
- по ширине: для всех транспортных средств — 2,55 метра, для изотермических кузовов — 2,6 метра;
- по длине: для прицепов и одиночных транспортных средств — 12 метров, для автопоезда — 20 метров (при этом важна не только длина груза, но и то, насколько он превышает габариты самого транспортного средства: допускается свес груза не более 2-х (!) метров.
Что касается тяжеловесного транспортного средства (а речь и в этом случае тоже идет о машине с грузом, а не отдельно о грузе), то оно будет таковым, если вместе с размещенным грузом превышает либо установленные пределы массы, либо допустимые осевые нагрузки.
Допустимые массы транспортных средств
количество осей | допустимая масса |
одиночные автомобили | |
двухосные | 18 тонн |
трехосные | 25 тонн |
четырехосные | 32 тонны |
пятиосные и более | 38 тонн |
седельные и прицепные автопоезда | |
трехосные | 28 тонн |
четырехосные | 36 тонн |
пятиосные | 40 тонн |
шестиосные и более | 44 тонны |
Допустимые осевые нагрузки транспортных средств
расположение осей | расстояние между сближенными осями (в метрах) | допустимая нагрузка на ось (в тоннах) | ||
для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 6 тонн на ось | для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 10 тонн на ось | для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 11,5 тонны на ось | ||
одиночная ось | свыше 2,5 | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
группа сближенных сдвоенных осей | до 1 (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
группа сближенных строенных осей | до 1 (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
группа сближенных осей с количеством осей более 3 (не более 2 односкатных или двускатных колес на оси) | до 1 (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
группа сближенных осей с количеством осей 2 и более (по 4 (включительно) и более односкатных или двускатных колеса на оси) | до 1 (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
(В скобках указаны значения для двухскатных колес, без скобок — для односкатных.)
Если параметры транспортного средства с грузом «не прошли» хотя бы по одному приведенному значению (длине, ширине, высоте, массе), то он, повторимся, является крупногабаритным и/или тяжеловесным, а значит, на его проезд по дорогам необходимо получать специальное разрешение.
Кто выдает разрешение на перевозку негабарита по территории РФ?
Вообще, еще несколько лет назад получение специального разрешения было довольно долгой и громоздкой процедурой. Во-первых, необходимо было определиться, куда именно следует обращаться за разрешением (в зависимости от того, по каким именно дорогам будет ехать груз — федеральным, региональным, местным или частным), во-вторых, подача всех требующихся документов осуществлялась в бумажном виде, а в-третьих, время ожидания разрешения (даже если не предусматривалось дополнительных мер в виде согласования ГИБДД или разработки специального проекта перевозки) могло растягиваться до 11 рабочих дней.
Однако осенью 2021-го года в России запустили Личный кабинет перевозчика (по ссылке) для электронного оформления специального разрешения, а с 1-го марта 2024-го года весь процесс полностью перевели в автоматический режим.
Теперь вне зависимости от того, по каким дорогам проходит маршрут тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства, разрешение на его проезд следует получать именно через эту систему, прикладывая, впрочем, привычный пакет документов, но только в электронном виде:
- заявление (с указанием маршрута движения, вида перевозки, сроков ее выполнения, количества поездок; характеристик груза — габариты, масса, делимость; сведений о транспортном средстве — регистрационный знак, марка и модель, масса, расстояние между осями, габариты; данных по организационно-правовой форме перевозчика);
- копии документов на транспортное средство (паспорт или свидетельство о регистрации);
- схему транспортного средства с изображением количества осей и колес и их взаимного расположения, с указанием распределения нагрузки по осям, крепления груза;
- сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
При этом благодаря цифровому формату основные документы (как, например, свидетельство о регистрации транспортного средства) и основные данные (сведения о транспортном средстве и перевозчике) можно загрузить один раз и хранить в своем личном кабинете.
Самое же главное в том, что перевод процедуры в электронный вид в разы ускорил процесс получения специального разрешения. По идее, если не требуется согласования ГИБДД или разработки специального проекта перевозки, то документ могут выдать уже в день подачи заявления или на следующий день.
Что такое специальный проект перевозки и в каких случаях он разрабатывается?
Если ширина транспортного средства с грузом превышает 5 метров и/или длина — 35 метров, то для его проезда требуется разработать специальный проект перевозки, который, помимо описания маршрута, включает в себя указание мест для стоянки, порядок проезда поворотов, перекрестков, мостов, железнодорожных переездов и др., места осуществления контрольных замеров габаритов искусственных сооружений, необходимость изменения схем организации дорожного движения, полного или частичного перекрытия участков дорог, наличие автомобилей прикрытия и т.п.
Специальный проект перевозки также надлежит разрабатывать в том случае, если маршрут транспортного средства проходит по двухполосной дороге, где ширина проезжей части для встречного движения меньше 3 метров.
Причем о необходимости разработки специального проекта перевозки предупредит сама информационная система, получив все данные о планируемой перевозке. На его рассмотрение (а согласовывает проект ГИБДД) дается максимум пять рабочих дней.
Кроме того, в отдельных случаях (если, например, масса транспортного средства с грузом превышает несущую способность дорог) потребуется принятие мер для обеспечения безопасности дорожного движения. Об этом, кстати, система тоже предупредит.
Всегда ли при превышении допустимых параметров нужно получать специальное разрешение?
Нет, не всегда, но только если речь идет о перевозке тяжеловесного груза. Причем если раньше в этом случае допускалось превышение допустимой массы или осевой нагрузки лишь на 2%, то с 15-го апреля 2022-го года условия для перевозчиков значительно улучшились.
Теперь специальное разрешение на проезд тяжеловесного транспортного средства необходимо оформлять при превышении допустимых весовых параметров более чем на 10%.
При превышении массы и/или осевой нагрузки до 10% грузовик свободно может выехать на дороги, даже если он везет делимый груз.
Хотя в целом перевозить крупногабаритные и/или тяжеловесные делимые грузы нельзя. Если груз можно беспрепятственно и без повреждений разобрать, то и транспортироваться он должен именно в таком, разобранном, виде.
Правда, помимо указанного выше, есть еще одно исключение: по дорогам можно перевозить делимый крупногабаритный груз, если параметры ширины, длины или высоты транспортного средства превышают допустимые значения не более чем на 2%. Впрочем, специальное разрешение в этом случае все равно понадобится.
Кроме того, неделимым грузом сейчас, по сути, признан контейнер, если он перевозится в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и его автомобильная транспортировка является частью международной мультимодальной логистической цепочки. То есть: как и при перевозке других тяжеловесных грузов, доставка контейнера требует получения специального разрешения, если его масса вместе с массой транспортного средства превышает допустимые весовые параметры более чем на 10%.
Что еще важно, так это то, что при организации перевозки крупногабаритного и/или тяжеловесного груза необходимо учитывать, что в некоторых случаях для транспортного средства понадобится специальное сопровождение.
Такую необходимость на самом деле легко объяснить: если, например, транспортное средство с грузом выступает за пределы своей полосы, кто-то ведь должен заранее предупредить встречный поток о возможной опасности. Или приостановить движение на то время, когда поворачивает автопоезд с большим заносом. Или предварительно замерить высоту, на которой расположены линии электропередач и т.п., чтобы определить, сможет ли под ними проехать автомобиль с высоким грузом или нет.
Когда требуется специальное сопровождение?
Вообще, есть два варианта специального сопровождения:
- автомобиль прикрытия;
- автомобиль сопровождения.
Автомобиль прикрытия, как правило, выделяется грузоотправителем либо перевозчиком или нанимается со стороны. Если подытожить, он необходим на всем протяжении пути в тех случаях, когда транспортное средство с грузом превышает следующие параметры:
- по высоте — более 4,5 метров;
- по ширине — более 3,5 метров;
- по длине — более 25 метров, или если свес груза за задний габарит составляет более 4 метров.
При этом автомобиль прикрытия может быть не один и следовать он может как перед транспортным средством, так и позади него. Все зависит от того, какой именно груз сопровождается и насколько значительно он превышает допустимые параметры.
Если груз высокий, то, естественно, его необходимо предварять (чтобы проводить замеры высоты расположения линий электропередач, мостовых сооружений и т.п.). Если длинный, то автомобиль прикрытия обязательно должен быть позади, если широкий — то точно впереди (предупреждать о потенциальной угрозе).
В каких случаях необходимо привлекать автомобиль прикрытия и сколько таких автомобилей должно быть, можно узнать из Приказа Министерства транспорта №361 от 31.10.2023 г. «Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства» (пункты 11, 12).
Кроме того, автомобили прикрытия необходимо обозначать особенным образом:
- двумя желтыми или оранжевыми проблесковыми маячками (они монтируются на крыше автомобиля);
- световым или светоотражающим информационным табло с надписями «Большая длина» и/или «Большая ширина»;
- устройством для контроля высоты искусственных сооружений и др. инженерных коммуникаций.
Помимо автомобиля прикрытия, негабаритному транспортному средству также может понадобится автомобиль сопровождения.
Автомобиль сопровождения — это патрульная машина ГИБДД. По сути, она выделяется тогда, когда это предписывается специальном проектом перевозки.
При этом само транспортное средство с грузом тоже должно обозначаться:
- знаком «Крупногабаритный груз»: если груз выступает за габариты транспортного средства более чем на 1 метр по длине и 0,4 метра по краям;
- знаком «Длинномерное транспортное средство»: если длина транспортного средства превышает 20 метров;
- знаком «Автопоезд» — расположенными на крыше тремя лампочками: для транспортного средства с прицепом или прицепами.
Каким еще требованиям необходимо подчиняться при перевозке негабаритного груза?
Естественно, соблюдать скоростной режим. При этом для крупногабаритного и/или тяжеловесного транспортного средства предельная скорость движения устанавливается при согласовании маршрута и выдаче разрешения — в зависимости от того, какой груз оно перевозит, а также от погодных условий, сезона, местности, особенностей ландшафта, дорожного покрытия и пр. Однако если груз транспортируется с сопровождением, то его скорость не должна быть выше 50 км/ч, а при движении по искусственным сооружениям или под ними — 15 км/ч.
Кроме того, водителю транспортному средству запрещается:
- уклоняться от установленного маршрута;
- нарушать особые условия движения, указанные в специальном разрешении;
- продолжать движение во время гололеда, снегопада, а также при видимости менее 100 метров;
- двигаться по разделительной полосе, обочине или откосу дороги (если это не определено особыми условиями специального разрешения);
- останавливаться вне специальных стоянок;
- продолжать перевозку при возникновении технической неисправности, угрожающей безопасности движения, а также при смещении груза или ослаблении его крепления.
Если же появляется необходимость изменить установленный маршрут движения, то все изменения, опять-таки, должны быть согласованы и на них должно быть выдано соответствующее разрешение. Иначе — перевозчику грозит крупный штраф. Кроме того, штрафные санкции применяются в тех случаях, когда дополнительные замеры и взвешивание (а весогабаритный контроль может проводиться по пути следования транспортного средства, причем в автоматическом режиме) показывают, что реальные значения массы, осевой нагрузки и/или габаритов автомобиля больше тех, что указаны в специальном разрешении.
Итак, что обязательно нужно учитывать при организации перевозки крупногабаритного и/или тяжеловесного груза?
Естественно, в первую очередь и прежде всего — габариты и массу груза. Причем измерять вес, длину, ширину и высоту нужно в любом случае, даже если логика вместе с глазомером уверены, что данный груз ну никак к «крупногабаритам» или «тяжеловесам» не относится.
Точное определение параметров груза (что важно — и в упакованном виде тоже!) необходимо для правильного выбора машины и для верного расположения груза в ней.
Превышение допустимых весовых и габаритных параметров транспортного средства (с грузом) требует получения разрешения, согласования маршрута, а также, возможно, разработки специального проекта перевозки. То, на каких условиях будет выдано это разрешение, зависит от указанных размеров и массы. От них же зависит и стоимость перевозки: чем больше превышение допустимых значений, тем выше плата за проезд по дорогам.
И хотя кажется, что можно слукавить и слегка преуменьшить вес и параметры транспортного средства (чтобы меньше заплатить или избежать разработки специального проекта), сэкономить вряд ли удастся: весогабаритный контроль по пути следования обязательно выявит нарушения и заплатить придется еще больше.
Кроме того, не стоит забывать, что все эти дополнительные сложности в организации перевозки крупногабаритного и/или тяжеловесного груза предусмотрены не зря: такой груз, во-первых, представляет опасность для других участников дорожного движения, а во-вторых, портит дорожное покрытие и несет угрозу для дорожной и пр. инфраструктуры.