В Турции вновь вернулись к обсуждению проекта по строительству канала, параллельного Босфору
10 октября 2025 г.10:01

pexels.com
Турецкие парламентарии вновь вернулись к обсуждению проекта судоходного канала «Стамбул», который должен снять часть нагрузки с пролива Босфор, сообщает ТАСС со ссылкой на издание Türkiye. Этот проект был анонсирован еще в 2011-м году. Тогда планировалось, что к работам по прокладке дополнительного канала, обеспечивающего выход в Черное море, приступят в 2018-м году. Сейчас в Министерстве транспорта и инфраструктуры республики говорят, что начнут реализацию проекта после того, как будет найдено финансирование для него. Предполагается, что с этой целью будут также привлекать частные средства.
Стоит отметить, что оппозиция выступает против строительства нового судоходного канала. Однако по словам министра транспорта и инфраструктуры Турции Абдюлькадира Уралоглу, пролив Босфор «с каждым годом становится все более опасным для транзита судов».
«В этом контексте новый канал станет водным маршрутом, обеспечивающим более высокую безопасность судоходства, что сократит и длительное ожидание для судов, и облегчит движение в Босфоре в интересах международной торговли», — подчеркнул глава ведомства в беседе с журналистами по итогам обсуждения проекта канала «Стамбул» в парламенте.
При этом он уточнил, что сейчас рассматривается вопрос «строительства канала по модели государственно-частного партнерства», то есть с привлечением внебюджетных источников финансирования.
Сам же проект, который предварительно оценивается в 15-20 млрд. долларов, также включает в себя многочисленные прибрежные сооружения, пристани для яхт, контейнерные порты и логистические центры.
«Канал «Стамбул» в первую очередь спроектирован для сокращения судоходства по Босфору, улучшения качества воздуха и воды и защиты граждан, морской флоры и фауны, а также исторических сооружений и культурного наследия на берегах Босфора», — подытожил Абдюлькадир Уралоглу.
Напомним: проект 50-километрового канала в 100 км к западу от Стамбула был анонсирован президентом Турции Тайипом Эрдоганом еще перед выборами в 2011-м году. Предполагалось, что он сможет пропускать до 160 судов в день и тем самым разгрузит Босфор, через который проходит около 53 тыс. судов в год.
Ежегодные доходы от эксплуатации канала, в основном — в виде пошлин за транзит судов, оцениваются в 8 млрд. долларов.
В свое время предполагалось, что строительство канала «Стамбул» начнется в 2018-м году.
В мае этого года министр транспорта и инфраструктуры Турции подчеркивал, что власти по-прежнему не отказались от проекта, однако к его реализации приступят после того, как будет найдено финансирование.
Добавим также, что пролив Босфор играет очень важную роль, обеспечивая связь Черного моря с водами Мирового океана. Таким образом, он активно используется всеми странами, имеющими порты на Черном море.
При этом, действительно, судоходство по каналу довольно часто приостанавливается — как из-за погодных условий, так и из-за поломок и других проблем, возникающих с судами.