В 2024 году автомобильная доставка грузов в России может подорожать еще на 20%

27 декабря 2023 г.15:51

В 2024 году автомобильная доставка грузов может подорожать еще на 20%

Росавтодор

Тариф на автомобильные грузоперевозки в России в следующем году может вырасти еще на 20% — с 82 до 96 рублей за километр, считают представители транспортных компаний «ПЭК», «Байкал Сервис», «МТЭК-Логистик» и «Орда». Прогнозируемое подорожание связано с ростом заработной платы водителей и налоговой нагрузки, а также с увеличением стоимости техники и расходов на ее обслуживание.

Так, в частности, перевозчики полагают, что зарплата водителей грузовиков, которая за год и так увеличилась более чем в два раза, до 165 тыс. рублей, вырастет еще минимум на 30%.

На фоне растущего дефицита будет усиливаться «зарплатная борьба» за водителей, ФОТ этой категории сотрудников в следующем году может превысить 300 тыс. рублей, поясняет эксперт отрасли Александр Цыпин.

Кроме того, продолжит расти стоимость магистральных тягачей иностранного производства. За последние два года транспортные средства подорожали в цене в среднем на 40%, до 10 млн. рублей. В следующем году рост возможен из-за изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам.

Как подчеркивает генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев, этот фактор в том числе отразится на себестоимости грузовых перевозок.

В 2023-м году производители и дистрибьюторы частично компенсировали увеличенный в 1,7 раза утилизационный сбор за счет своей маржинальности, а с 2024-го года они могут снова повысить цены, прогнозирует Александр Цыпин.

Одновременно вырастут расходы перевозчиков на лизинг техники. После того как ключевую ставку подняли до 16%, ставки на лизинг уверенно перешагнули планку в 20%. В целом, средняя ставка за год увеличилась в два раза — до 18%.

Расходы на обслуживание техники и закупку запчастей, которые в этом году повысились в среднем на 30%, из-за изменения валютного курса свой рост тоже не остановят.

Еще одна причина увеличения ставок — высокий спрос на автомобильные перевозки, который подогревается дефицитом техники на рынке, отмечает руководитель коммерческого отдела компании «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков.

Так, по данным Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов, объем автомобильных грузоперевозок за 2019-2023 годы увеличился на 10% (с 5,7 млрд. до ожидаемых 6,3 млрд. тонн), грузооборот — на 39% (с 275 млн. до 382 млн. тонн-километров). При этом перевозчикам остро не хватает техники: потребность в магистральных тягачах в этом году составила от 50 тыс. до 60 тыс. транспортных средств, в следующем ожидается потребность на уровне около 40 тыс. грузовиков.

Доставка автотранспортом до конечного получателя — часть любого маршрута, поэтому из-за роста ставок в 2024-м году стоимость продукции для российского потребителя может увеличиться на 2-15%, в зависимости от себестоимости товара и продолжительности рейса, считают в Ассоциации.

«Чтобы не допустить увеличения цен на товары, важно разработать меры развития отрасли автомобильных грузоперевозок, которую отличает от других фрагментарность: 10 крупнейших перевозчиков занимают долю рынка менее 10%, большая часть игроков —  индивидуальные предприниматели и малый бизнес. Необходимо систематизировать регулирование отрасли, разработать меры финансовой поддержки, включая льготы на закупку техники и ее обслуживание. Это в том числе позволит снизить средний возраст автопарка перевозчиков, который сейчас превышает 20 лет», — заключает Вадим Филатов.

В целом, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, себестоимость перевозок по России в 2023-м году выросла на 30%. Помимо роста расходов на ФОТ водителей грузовиков и закупку, лизинг и обслуживание техники, это также связано с увеличением предельной стоимости проезда по платным дорогам в 2,6 раза и ростом топливных затрат на 5% по сравнению с прошлым годом.

Согласно предварительным итогам 2023-го года, тариф на автомобильные грузовые перевозки в России вырос на 34%, до 82 рублей за километр.