Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 3 квартал 2020 года

Укладка асфальта: теперь с нанотрубками

9 марта 2020 г.09:00

Укладка асфальта: теперь с нанотрубками

Если кто-то говорит, что в России не пытаются улучшить качество дорог, то теперь такие слова точно подлежат пересмотру. А все потому, что российские ученые первыми в мире придумали, как существенно улучшить качество асфальтобетона с помощью углеродных нанотрубок.

Если кратко, то суть технологии заключается в том, что в битум вводятся графеновые нанотрубки, которые создают армирующую сеть. Делается это при помощи специальных адгезионных присадок. После состав добавляется в асфальтобетон и значительно повышает его эксплуатационные характеристики.

Это особенно актуально для тех регионов, на дорогах которых наблюдается высокая нагрузка в тандеме с высокими температурами воздуха. В скором будущем, вероятно, в связи с высокой интенсивностью движения укладка асфальта в Москве будет проводиться только с применением подобных трубок.

С помощью графеновых нанотрубок в асфальтовом покрытии удалось повысить такие физико-механические характеристики, как стойкость к образованию колеи, прочность при сжатии и температуру размягчения.

Если говорить более конкретно, обращая внимание на цифры, то получаем следующее: рост устойчивости к образованию колеи — 67%, к образованию трещин — 67,5%.

Технология позволила повысить температуру размягчения на 10°C, а повышение вязкости материала возросло более чем в 2 раза. Все это не теоретические расчеты, а данные, подтвержденные практическими испытаниями.

Стоит отметить, что графеновые нанотрубки позволяют добиться такого результата при достаточно малых концентрациях — 0,025-0,035% от общей массы битума. И это при том, что концентрация самого битума в конечном составе достигает около 6%.

Экспертный совет при Министерстве транспорта РФ уже назвал технологию инновационной, рекомендуя ее использование в масштабе страны. А «вишенкой на торте» является тот факт, что именно Россия стала первопроходцем в применении таких углеродных нанотрубок при укладке асфальта, несмотря на то, что похожие исследования проводятся научными группами во многих развитых странах.

С появлением новостей о создании в России графеновых нанотрубок появились и высказывания о том, что подобное есть практически по всему миру. Однако разница кроется в деталях.

В большинстве случаев синтезируются многостенные трубки, а в нашем случае речь идет об одностенных. В чем разница? В том, что многостенной является нанотрубка, свернутая из графита, одностенной — из графена. А графен, как известно, самый прочный вариант углеродного соединения.

Экспериментальный участок дороги уже появился на федеральной трассе М-4 «Дон». Именно здесь впервые была произведена укладка асфальта с новым составом. Следующим шагом обещает стать проектирование дорожной сети с использованием модифицированной смеси по всей стране.