Почему таможня доначисляет бизнесу налоги на миллиарды рублей?

26 августа 2025 г.16:38

Почему таможня доначисляет бизнесу налоги на миллиарды рублей?

Пресс-служба ФТС РФ

Во II квартале 2025-го года Федеральная таможенная служба (ФТС) доначислила бизнесу пошлины на сумму в 9,3 млрд. рублей. Из-за чего происходят такие доначисления, как их избежать и в принципе как часто в результате «постпроверок» импортерам приходится с таким сталкиваться, нам рассказали в компании Rocket Cargo.

Бизнес не всегда прав

Оформление таможенной декларации на ввозимые из-за рубежа товары — это зона ответственности импортера. Таможня принимает данные и выпускает груз, а проверить корректность заполненных документов она может и позже. По закону на это отводится срок в три года после поступления продукции в Россию. Если в результате таких постпроверок будут выявлены ошибки, ФТС доначислит пошлины.

Одна из самых распространенных причин доначисления пошлин — неверное указание кода ТН ВЭД. Это может произойти как просто по ошибке импортера, так и по сознательному намерению, если компания, закупившая товары за рубежом, хочет занизить сумму выплат.

Как отмечают в Rocket Cargo, они в своей практике сталкивались со случаем доначисления пошлин только один раз.

«Тогда клиент, закупивший импортную упаковочную продукцию, попросил прописать в документах наименование, которое, как выяснилось, некорректно. То есть указал, что упаковка предназначается для одного вида товаров, а в ходе проверки ФТС выяснилось, что на самом деле — для другого. Это уменьшило таможенные платежи. Ведомство через некоторое время после доставки в Россию проанализировало все данные о грузе и доначислило разницу», — рассказывают в компании.

При этом разница в сумме таможенных пошлин в зависимости от указания кода ТН ВЭД может быть очень весомой. Даже у двух наименований товаров, которые, казалось бы, имеют много общего, они нередко серьезно отличаются.

«Часто документы, необходимые для прохождения таможенного оформления, бывают собраны собственным декларантом импортера. И он может что-то напутать при их заполнении. Поэтому важно перепроверять всю документацию. Либо доверять это дело опытным логистическим компаниям, которые организуют перевозку грузов и помогают в сопутствующих операциях, в частности в оформлении таможенных деклараций», — подчеркивают в Rocket Cargo.

Неочевидные причины

Вместе с тем у доначисления таможенных пошлин могут быть и не такие очевидные причины, поясняют в компании. Например, ФТС может посчитать слишком низким индекс таможенной стоимости (ИТС).

Этот индекс определяет, во сколько обходится 1 кг ввозимого товара и рассчитывается следующим образом: таможенная стоимость делится на вес нетто продукции.

На самом деле ИТС может быть низким, если поставщик груза предлагает хорошую скидку. Однако когда ФТС видит, что индекс таможенной стоимости значительно ниже, чем у других компаний, ввозящих такие же грузы, то начинает сомневаться в достоверности указанной суммы и назначает дополнительные проверки.

Если после предоставления всех документов ведомство не убеждается в том, что данные прописаны верно, оно доначисляет пошлины. Нередко эти платежи могут достигать очень больших сумм, даже около миллиона рублей.

Избежать таких проблем можно, если скидка от поставщика оформлена документально. Для этого необходимо подписать с ним дополнительное соглашение, в котором следует указать механизм снижения стоимости, отмечают в Rocket Cargo.

«То есть прописать, например, что импортер заплатил меньше, потому что закупил большой объем. В соглашении обязательно нужно указать размер скидки, каким образом она применяется, на какие позиции и срок ее действия. Можно также  дополнительно предоставить таможне прайс-лист продавца с указанием размера скидки или коммерческое предложение», — поясняют в компании.

Кроме того, следует проследить, чтобы в экспортной декларации стоимость грузов совпадала с суммой, прописанной в других коммерческих документах.

«Можно заранее понять, будет ли таможня в случае скидки от поставщика проводить дополнительные проверки. Для этого необходимо отправить все сопроводительные документы на грузы опытной логистической компании. Она проверит индекс таможенной стоимости и подскажет, какую еще документацию лучше заранее запросить у поставщика», — добавляют в Rocket Cargo.

Нелишняя помощь

В компании подчеркивают, что в целом помощь логистов, которые много лет организуют все этапы перевозки импортных грузов, точно не будет лишней при прохождении таможенных процедур. Только это должны быть специалисты с хорошим стажем, у которых немало удачных кейсов.

«К нам как-то обратился клиент и среди прочего попросил рассчитать таможенные платежи. После того как услышал сумму, засомневался и сообщил, что в другой компании выдали более выгодное предложение. Хотя это фактически невозможно: таможенные пошлины на один и тот же товар не могут разниться. В результате, клиент выбрал другую компанию и попал впросак: таможня его оштрафовала на немалую сумму за недостоверное декларирование», — приводят пример в Rocket Cargo.

Знать азы

«Описанная выше ситуация — яркое доказательство того, что импортеры должны не просто отдавать все задачи на аутсорс, но и сами разбираться в логистических процессах. Это позволит избежать многих проблем, в том числе при таможенном оформлении грузов», — заключают в компании.