Автопоезд
Автопоезд – поезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа (прицепной автопоезд) или полуприцепа (седельный автопоезд), комбинированное многозвенное транспортное средство.
Автомобильные поезда могут формироваться из грузовых, пассажирских и легковых транспортных средств.
Автопоезда по своему назначения разделяются на:
- универсальные
- специализированные
- специальные
- Универсальные автопоезда (автопоезда с бортовыми платформами и универсальными фургонами) предназначены для перевозки различных грузов. Специализированные автопоезда перевозят определённые виды грузов, их звеньями являются самосвалы, панелевозы, цистерны, фургоны-рефрижераторы и др. Специальные автопоезда используются для перевозки постоянно смонтированного на них оборудования (передвижные электростанции, компрессорные установки и др.).
Автомобильные поезда очень разнообразны по своей конструкции. Их основное различие состоит в характере распределения тяговых усилий и вертикальных нагрузок между тягачом и прицепными звеньями.
По характеру распределения тяговых усилий различают автопоезда с пассивными прицепными звеньями (не имеющими ведущих колес) и активными прицепными звеньями (оборудованных ведущими колёсами). Привод ведущих колёс прицепных звеньев бывает механический, гидрообъемный и электрический .
По типу связи прицепные звенья автопоездов подразделяются на три основных принципиальных типа: прицеп, полуприцеп и роспуск.
Прицеп-несамоходное ТС, соединяемое с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия, которые возникают в результате взаимодействия звеньев автопоезда .
Полуприцеп-несамоходное ТС, соединяемое тягачом опорно-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия и воспринимающим вертикальное усилия от части веса полуприцепа.
Роспуск-несамоходное ТС, соединяемое с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые и управляющие усилия, а также грузом, нагружающим тягач частью своего веса.
В зависимости от применяемого типа связи и числа прицепных звеньев выделяются четыре типа автопоездов: прицепные, седельные, роспуски и седельно-прицепные.
Прицепные автопоезда состоят из седельного тягача и полуприцепа, соединённых опорной связью. Ведущее звено – седельный тягач, как правило, не имеет грузонесущей части.
Автопоезда-роспуски состоят из тягача и прицепа-роспуска. У этих автопоездов нагрузка от собственного веса прицепа полностью передаётся на опорную поверхность через его колеса, а от груза-через колеса прицепа и тягача.
В состав седельно-прицепных автопоездов входят тягач, полуприцеп и один или несколько прицепов. Между тягачом и полуприцепом связь опорная, а между полуприцепом прицепом – тяговая.
Автопоезд имеет множество преимуществ в сравнении с обычным автомобилем, и все они очевидны: грузоподъемность при использовании автопоезда может быть увеличена в 1,5-3 раза; Соответственно, понижается топливный расход – до 25 %; Появляется возможность перевозить большее количество груза за раз, причем благодаря большой площади кузова составляющих элементов автопоезда можно легко транспортировать громоздкие грузы, а также грузы длинномерные и разной степени тяжести – и легковесные, и тяжелые. Для таких целей могут использоваться специализированные полуприцепы и прицепы, что гораздо дешевле, нежели специальный автомобиль.
Информация взята с сайтов Cargolink.ru, Wikipedia.org и Ustroistvo-avtomobilya.ru