В 2023 году тарифы на автомобильные грузоперевозки увеличились практически вдвое. В 2024 году ставки тоже продолжат расти

29 февраля 2024 г.11:19

В 2023 году тарифы на автомобильные грузоперевозки выросли почти вдвое

Росавтодор

Несмотря на все сложности на рынке автомобильных грузоперевозок (санкционные ограничения, необходимость переориентировать логистические потоки, дефицит грузовой техники, нехватка водителей и мн.др.), перевозчикам в 2023-м году все-таки удалось справиться с возросшим спросом, развить новые направления и частично обновить свой автопарк, отмечает генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. Вместе с тем, по его мнению, в 2024-м году проблемы в отрасли останутся. О том, как будет развиваться ситуация на рынке, Санджар Ашуралиев рассказал международной логистической платформе Trans.ru.

Фото: пресс-служба Delko

— Наверное, одной из основных проблем после февраля 2022-го года, помимо разрыва прежних логистических связей и необходимости осваивать новые маршруты, стал дефицит грузовой техники. Грузовой автопарк в России, в принципе, уже долгое время считается устаревшим, однако уход с российского рынка крупных мировых производителей в 2022-м году значительно усложнил возможность закупки новых грузовых автомобилей. Помог ли решить эту задачу массовый приток китайских компаний в РФ?

— Да, после спада в 2022-м году в 2023-м году рынок начал восстанавливаться и, вопреки опасениям, было закуплено рекордное количество тягачей. По данным аналитического агентства «Автостат», прирост составил сразу 70%. Причем подавляющее количество новой техники приходится как раз таки на китайское производство.

В пятерке лидеров по объемам продаж все четыре места после «КамАЗа» (21,5%) занимают именно китайские компании: на втором месте — магистральные тягачи Sitrak (16,4%), на третьем — Shacman (14,4%), четвертая и пятая позиции — у FAW (11%) и HOWO (4,9%).

При этом китайские бренды, предложив замену европейской технике, начали довольно активно развивать дистрибуцию и дилерские сети на территории России. Так, например, у компании Sitrak, которая зашла на рынок РФ только в 2022-м году, действуют уже 86 дилерских центров, которые осуществляют сервисное обслуживание, поставки запчастей и расходных материалов для плановых ТО и ремонтных работ.

И, кстати, сроки доставки запасных частей из Китая, по сравнению с 2022-м годом, значительно сократились: в среднем, они занимают пять рабочих дней. Единственное, если требуются какие-то специфические компоненты, то время ожидания может увеличиться до 20 дней.

— Как вы считаете, в 2024-м году рост продаж грузовых автомобилей будет таким же стремительным?

— Вряд ли. Конечно, в 2024-м году продажи тягачей продолжат расти, особенно китайских — поскольку это наиболее доступное из существующих на рынке предложений. Однако такого ажиотажного спроса на новую технику уже не будет.

По нашим прогнозам, объем продаж 20-тонных тягачей в текущем году, по сравнению с рекордным 2023-м годом, сократится на 40-44%.

— То есть с учетом возможного замедления продаж и того, что средний возраст грузового автопарка в России превышает 20 лет, получается, что дефицит грузовой техники на рынке сохранится?

— Думаем, что да, несмотря на появление новой техники, автопарк продолжит выбывать из-за старения. Останется сложной ситуация и с полуприцепами, в частности с рефрижераторами, доля которых достигает всего 4,2% от общего рынка грузовой техники.

— Дефицит грузовой техники — это один из факторов роста тарифов. Выходит, в 2024-м году ставки на автомобильные грузовые перевозки в России продолжат расти?

— Вы правильно заметили, это — только один из факторов. На самом деле на рост стоимости транспортных услуг влияет много составляющих: лизинговые платежи, цены на топливо и обслуживание автопарка, заработная плата водителей, уровень инфляции и др.

Повышение ключевой ставки в 2023-м году, подорожание топлива, нехватка профессиональных водителей на рынке, что в том числе требует увеличения заработной платы для сохранения штата, стали основными драйверами роста тарифов на грузовые перевозки. В прошлом году они выросли практически в два раза.

Мы считаем, что эта тенденция сохранится на рынке и в 2024-м году, но будет иметь более предсказуемый характер. По прогнозам экспертов Delko, при условии сохранения текущей рыночной ситуации (включая курсы валют, расходы на оплату труда и обучение водителей, стоимость топлива и планируемый уровень инфляции) ставки увеличатся на 20-25%.

Свою роль, конечно, сыграет и дефицит новой грузовой техники. Несмотря на значительный рост продаж в 2023-м году, автопарк продолжит выбывать из-за старения, а его эксплуатация будет обходиться дороже. Притом что потребность в грузовых перевозках останется примерно на том же довольно высоком уровне.

— Как вы полагаете, что можно было бы сделать со стороны государства, чтобы помочь перевозчикам? В частности, с точки зрения тарифов, которые, насколько я знаю, несмотря на свой рост, все равно не окупают всех затрат?

— Для поддержки со стороны государства было бы уместно, например, ввести минимальную розничную цену на грузовые перевозки, при формировании которой учитывались бы все факторы, влияющие на их себестоимость: финансовая нагрузка на сцепку, стоимость расходных материалов, обслуживание техники, заработная плата водителей т.д.

Это позволило бы уйти от недобросовестной конкуренции и гарантировать достойный уровень заработной платы в отрасли, который на данный момент зависит от ставки.

В таких условиях перевозчики, чтобы стабильно выполнять свои обязательства, могли бы увеличить тарифы и тем самым в том числе решить проблему дорожающего автокредитования на фоне повышения ключевой ставки.

— В целом, в 2023-м году спрос на автомобильные грузоперевозки в России был довольно высоким. А какие сегменты/направления, по статистике вашей компании, показали наибольший рост?

— Из международных направлений это, конечно же, Китай. Даже по сравнению с 2022-м годом, количество выполненных Delko заявок увеличилось в три раза. При этом в прошлом году было снято таможенное ограничение на поставки фруктов из КНР, благодаря чему на 25% возросло число заказов на рефрижераторные перевозки.

В 2024-м году мы рассчитываем увеличить количество рейсов с Китаем вдвое.

Что касается внутрироссийских направлений, то наиболее популярными оказались перевозки из Московской в Свердловскую и Новосибирскую области, количество которых в компании выросло на 41% и 14% соответственно. Традиционно высокий спрос сохраняется и на доставку грузов по Московской области.

Совокупно на данные направления приходится 12,5% от общего числа выполненных Delko перевозок по России.

При этом стоит отметить, что в связи с переориентацией товаропотока на Восток средняя длина рейса увеличилась на 12% и составила 1 953 км.

Еще одна тенденция, которая обнаружилась в 2023-м году, — рост числа заказов в e-commerce, что свидетельствует о том, что все больше людей предпочитают делать покупки онлайн.

Так, например, в нашей компании, в клиентском портфеле которой сконцентрированы лидеры российского рынка электронной коммерции, доля таких заказов в общем объеме перевозок поднялась с 19% до 27%. Мы думаем, что в 2024-м году эта тенденция продолжится, и планируем за счет наращивания автопарка увеличить перевозки в e-commerce еще на 30%.

— А какие шаги предприняли в вашей компании, чтобы продолжать работу в новых условиях и минимизировать риски санкционных ограничений?

— Для того чтобы, например, снизить риски, связанные с обслуживанием техники в условиях санкций, в 2023-м году в Delko было сформировано собственное подразделение по комплексному управлению автопарком. Это позволяет эффективно оценивать и непрерывно отслеживать состояние транспорта, качество и стоимость запчастей, а также затраты на топливо и ремонт и тем самым гарантировать надежную и бесперебойную работу техники.

Мы, в принципе, внимательно следим за изменениями последних лет и выстраиваем систему эффективного управления компанией в турбулентных условиях таким образом, чтобы сохранить лидирующие позиции на рынке, предлагая клиентам быстрые, надежные и удобные услуги.

В 2024-м году, в частности, мы намерены развивать такие новые проекты, как аренда техники и осуществление ускоренной доставки. Кроме того, мы планируем инвестиции в новые технологии, расширение клиентской базы и увеличение как минимум на треть собственного автопарка.