«Железным дорогам Якутии» сократили цену на перевозки

18 января 2018 г.13:29

С 1-го января 2018-го года АО «АК «Железные дороги Якутии» начало работать по новым, более низким тарифам, рассчитанным по Прейскуранту ОАО «Российские железные дороги». Снижение тарифных ставок коснется всех грузовых и пассажирских перевозок по железнодорожной линии Беркакит-Томмот. Для грузоотправителей данная мера приведет к снижению дополнительной финансовой нагрузки до 75%.

В декабре прошлого года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе РФ установить тарифы на перевозку грузов, осуществляемую АО «АК «Железные дороги Якутии», на уровне тарифного Прейскуранта РЖД. Приказ ФАС по новым тарифам был утвержден в Минюсте в рекордные сроки, и уже в январе 2018-го года «Железные дороги Якутии» перешли на работу по тарифам, выравненным с общероссийским уровнем.

Генеральный директор компании «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин назвал революционным делом для Якутии выравнивание тарифов с общероссийским уровнем. По его словам, снижение тарифных ставок коснется всех грузовых и пассажирских перевозок по железнодорожной линии Беркакит-Томмот.

Напомним: после того как в 1995-м году «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) были выведены в отдельное акционерное общество для завершения строительства дороги Беркакит-Томмот-Якутск, тарифы для них устанавливались Федеральной службой по тарифам по специальной методике с учетом фактических затрат из-за суровых климатических условий. До сих пор расчет тарифов «Железных дорог Якутии» за перевозку грузов производится по Прейскуранту 10-01Я, утвержденному приказом ФСТ России №263-т/1 от 23-го октября 2007-го года.

Использование такой схемы тарифного образования приводило к тому, что фактически при перевозке грузов с использованием инфраструктуры АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» и ОАО «Российские железные дороги» при передаче грузов от одного хозяйствующего субъекта другому с грузоотправителя взимались двойные железнодорожные тарифы.

За распространение действия единого железнодорожного тарифа на Якутию высказывался на заседании Правительства РФ и глава РЖД Олег Белозеров: «Мы предлагаем ряд решений по снижению тарифов (это нагрузка на грузоотправителей): на 20% уменьшить экспортную надбавку, не индексировать тариф на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании и распространить действие единого железнодорожного тарифа для дорог Якутии».

В Минвостокразвития России также считали, что необходимо исключить из состава железнодорожных тарифов начально-конечные операции при сквозном следовании грузов и учитывать при расчетах тарифов общее расстояние прохождения грузов по железнодорожной инфраструктуре вне зависимости от принадлежности инфраструктуры АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» и ОАО «Российские железные дороги».

В РЖД пояснили, что, исходя из показателей себестоимости, затраты у «Железных дорог Якутии» были действительно объективно выше, чем в среднем по сети РЖД, учитывая климатические условия и тупиковую ветку с маленькими объемами перевозок. Соответственно, уровень тарифов, используемый на железных дорогах Якутии, обеспечивал финансовую сбалансированность их работ. «Если везется груз с участием двух инфраструктур — РЖД и ЖДЯ, по каждой из которых выступает соответствующая организация, — то, наверное, правильно, что брался отдельный тариф на РЖД и отдельный тариф по ЖДЯ, — уточнили в Департаменте методологии тарифообразования РЖД. — Однако после принятия приказа ФАС все расстояние железных дорог этих двух инфраструктур будет считаться как единое. И перевозки грузоотправителю будут обходиться дешевле».

В «Железных дорогах Якутии» отметили, что одним из способов решения такого тарифного дисбаланса и было использование среднесетевого тарифа на все расстояние перевозки грузов из регионов России в Якутию. «Это согласованное предложение РЖД и ЖДЯ, его поддержала Федеральная антимонопольная служба. Принцип построения тарифного руководства у нас был одинаковым: чем меньше расстояние, тем больше стоит перевозка, — объяснил генеральный директор АО «АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин. — Грузы шли сначала по длинному участку РЖД, а затем по нашему короткому, и при пересечении границы республики тариф начислялся снова по этому же прейскуранту. Чтобы этого избежать, нужен был сквозной тариф, а также компенсация выпадающих доходов «Железных дорог Якутии», что неизбежно, иначе предприятие обанкротится». По его словам, выпадающие доходы компании могут составить от 70 до 90% (свыше 700 млн. руб. в год).

После того как документ о выравнивании тарифов вступил в силу, установление всех тарифов, сборов и плат за услуги, связанные с перевозкой грузов, перевозкой порожнего железнодорожного подвижного состава, грузовых поездов и предоставлением услуг инфраструктуры АО «АК «Железные дороги Якутии», будет рассчитываться в соответствии с Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО «Российские железные дороги».

Как отметил глава «Железных дорог Якутии», сейчас группа специалистов работает со структурами РЖД по вопросам возмещения компенсации выпадающих затрат. «Это дело новое. Не первый раз «Железные дороги Якутии» являются новаторами каких-то направлений, — сказал он. — Вот это снижение тарифов за счет включения нашего участка в единую тарифную сетку РЖД — впервые в российской практике, поэтому есть определенные трудности по методологии».

«Для грузоотправителей данная мера приведет к снижению дополнительной финансовой нагрузки в размере порядка 75%, в зависимости от номенклатуры перевезенного груза», — сообщила заместитель начальника грузовой и коммерческой работы компании «Железные дороги Якутии» Евгения Харькова.

Gudok.ru