За неделю до нового года: и снова на повестке — цены на топливо

24 декабря 2018 г.17:07

За неделю до нового года: и снова на повестке — цены на топливо

Ермохин Сергей

Чем ближе 1-е января, тем чаще звучат успокоительные заверения: мол, цены на топливо резко (!) расти не будут. С таким заявлением на прошедшей неделе выступил и вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий топливно-энергетический комплекс, и Президент Владимир Путин во время своей Большой пресс-конференции, и министр экономического развития Максим Орешкин. Последний, правда, проговорился: цены на топливо с нового года останутся стабильными, но мы готовим предложения по их стабилизации.

На прошедшей неделе, кроме того, отчитывались о результатах дорожных работ, распределяли средства из федерального дорожного фонда на следующие объекты и, наконец-то, вспомнили про «Ленский» мост в Якутии.

На топливном рынке традиционно все «стабильно»

Росстат гордо рапортует, что с 10-го по 14-е декабря бензин подешевел, в среднем, на 3 копейки, а дизельное топливо подорожало «всего» на 10 копеек.

И по словам Дмитрия Козака, на топливном рынке все стабильно: галопирующего роста цен не предвидится и все опасения по поводу подорожания топлива «выглядят беспочвенно».

В Министерстве экономического развития также заметили, что ситуация на топливном рынке улучшилась и что оснований для роста цен по-прежнему нет.

Единственное, там проговорились: оснований для роста цен нет, но готовятся дополнительные меры, которые должны этот рост сдержать.

В свою очередь и Владимир Путин во время Большой пресс-конференции уверил, что Правительство никаких скачков цен на топливо не допустит. Максимум, они вырастут на 1-1,5%.

Только вот Центробанк ухудшил прогноз по инфляции в 2019-м году с 4 до 5,5%, отметив, что наиболее весомый вклад в нее внесет как раз таки топливный акциз.

Напомним: с 1-го января 2019-го года ставка топливного акциза увеличивается примерно в 1,5 раза. За тонну бензина — с 8 213 до 12 314 рублей, за тонну дизельного топлива — с 5 665 до 8 541 рубля.

С 1-го же января до 20% повышается НДС и в рамках «налогового маневра» — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

На эти три налога приходится порядка 70% цены топлива.

Продолжается, пусть и в доработанном виде, «налоговый маневр», который, в том числе, предусматривает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть до ее полного обнуления к 2024-му году.

Топливный кризис этого года, подчеркнем, как раз таки и спровоцировала низкая экспортная пошлина вкупе с ростом мировых цен на нефть…

В то же время транспортные компании уже предупреждают, что из-за дорогого топлива вынуждены поднимать тарифы

18-го декабря стало известно, что ассоциации транспортно-логистических, торговых и производственных компаний обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой проверить работу сетей АЗС, принадлежащих крупным нефтяным компаниям.

Главным образом по поводу того, как они ухудшили условия продаж топлива для корпоративных клиентов.

Сокращать постепенно скидки по топливным картам крупные сети АЗС начали еще после введения с 30-го мая «заморозки» розничных цен. Однако после того как Правительство настояло на «заморозке» еще и мелкооптовых, некоторые компании, как сообщало издание «Коммерсантъ», не только полностью отказались от таких скидок, но и ввели еще для держателей топливных карт (как, например, «Газпром нефть») дополнительные сборы.

В письме к премьер-министру транспортные компании отмечают, что только в ноябре из-за увеличения стоимости топлива их расходы выросли примерно на треть (около 30% цены транспортных услуг приходится на топливо) и что в таком случае им, в конце концов, придется как минимум на 10% поднять тарифы.

Что, естественно, не сможет не отразиться на конечной цене товаров.

В Правительстве, правда, пообещали разобраться в ситуации, однако устами Дмитрия Козака засомневались в доводах транспортников.

Мол, надо еще изучить, насколько эти доводы обоснованы: может, транспортники просто хотят поднять цены на свои услуги, а всю ответственность за это «спихнуть» на нефтяников?..

Напомним: ФАС уже разбиралась с «Роснефтью», которая самовольно прекратила торги на бирже, и ничего незаконного в действиях компании не нашла.

А в это время в Европе и Америке электрические грузовики уже выезжают в тестовые рейсы

На прошедшей неделе сразу три компании объявили о том, что начинают тестовую эксплуатацию своих электрических грузовиков: MAN eTGM передан заводу Porsche, DAF CF Electric — нидерландской сети супермаркетов Jumbo, Daimler Freightliner eM2 — американской Penske Truck Leasing.

Пока грузовики будут проезжать не сказать чтобы большое расстояние.

Тягач MAN eTGM полной массой 18 тонн и запасом хода в 130 км будет курсировать между заводом Porsche в Штуттгарт-Цуффенхаузене и предприятием логистик-партнера LGI в Фрайберг-ам-Неккар (между ними — 19 км пути).

DAF CF Electric с запасом хода в 100 км будет перевозить грузы массой до 37 тонн в пределах города.

И только Freightliner eM2 от Daimler проедет чуть дальше: его запаса хода должно хватить на 370 км.

При этом ни одна из трех компаний не обещает пока запускать свои электрогрузовики в массовое производство: будут выпускаться только если опытные партии для расширения пилотных проектов.

Массовое же производство начнется по результатам тестовых поездок: предположительно, это будет 2020-2021 годы.

В «Платоне» в этот раз без рекордов

Последний отчет от оператора «Платона» показал, что к системе за месяц присоединилось 10 тыс. перевозчиков и 19 тыс. большегрузов.

Цифры, конечно, тоже не «среднестатистические», но за последние несколько месяцев (после того как Ространснадзор взял контроль за неплательщиками в свои функции) они, наконец-то, не тянут на звание рекордных.

Предыдущий отчет, напомним, продемонстрировал регистрацию 14 тыс. перевозчиков и 24,5 тыс. грузовиков.  А вот до ужесточения контроля к «Платону» за месяц, в среднем, присоединялось около 7 тыс. пользователей и около 10 тыс. машин.

Впрочем, тот факт, что время рекордов регистрации, кажется, прошло, совсем не удивителен. Было бы, наоборот, даже удивительно, если бы оно продолжалось. Потому что такими темпами, глядишь, к системе присоединилось бы столько транспортных средств, сколько и в базе ГИБДД не числится.

Уже сейчас под «Платоном» ездит 1,12 млн. грузовых автомобилей от 12 тонн, в то время как, по оценкам экспертов, всего в России таковых около 1,3 млн.

Теперь, видимо, настала пора рекордов по сборам. Если октябрьский отчет хвастался более чем двухмиллиардным пополнением дорожного фонда, то декабрьский отметил, что за месяц поступило более 2,5 млрд. рублей.

И эти рекорды не то что рекорды регистрации: их-то демонстрировать можно бесконечно

Автошколы продолжают «продавливать» дополнительные экзамены для уже действующих водителей

Во время IV Конгресса автошкол директор одной из ярославских школ предложил ввести для водителей обязательную пересдачу «теории» каждые десять лет — то есть при каждой замене водительского удостоверения.

Дескать, Правила дорожного движения постоянно дополняются, однако далеко не все водители следят за этими изменениями, а потому из-за своего незнания могут провоцировать аварийные ситуации.

Статистику по таким аварийным ситуациям никто, правда, не привел.

Что примечательно: на прошлом Конгрессе автошкол этот вопрос уже поднимался. Но если тогда глава ГИБДД Михаил Черников был категорически против введения экзаменов для действующих водителей (мол, ни в одной стране мира подобное не практикуется), то сейчас он назвал предложение «хорошей инициативой», реализацию которой следует тщательно продумать.

По одному из озвученных вариантов, результаты такого экзамена можно было бы передавать страховщикам, а те, в свою очередь, оформляли бы для «отличников» скидки по ОСАГО. Для «неотличников», видимо, оформляли бы надбавки…

Такими темпами, глядишь, на следующем Конгрессе автошколы уже окончательно «продавят» свою идею

В очередной раз вспомнили про мост через Лену в Якутии

До этого его не просто вспоминали, а уже включали в федеральную целевую программу и намеревались строить. Правда, в 2014-м году, когда понадобились средства на другой масштабный проект — Крымский мост, мост через Лену из программы вычеркнули.

Сейчас региональные власти на федеральный бюджет, правда, не очень-то и полагаются: они активно ищут концессионера и в сентябре уже даже подписали соглашение о намерениях заключить в следующем году концессию с Группой «ВИС» и китайской CRCC.

Тем более что на федеральном уровне в необходимости строительства моста то ли сомневаются, то ли просто порядок действий таков, что любое вложение средств нужно экономически обосновать…

По крайней мере, Владимир Путин во время своей Большой пресс-конференции четко необходимость строительства не поддержал: поручил сопоставить расходы с возможным экономическим эффектом.

Отметим: на данный момент в Якутии нет ни одного моста через Лену. В отсутствии моста только 8% территории республики находятся в зоне круглогодичной транспортной доступности, с его строительством доступными станут 83%.

Однако не все так безнадежно: при Росавтодоре все-таки создали научно-экспертную группу, которая должна рассмотреть существующие проекты по строительству моста и вынести свое заключение о возможности реализации одного из них.

На суд Росавтодора свои проекты уже представили китайская компания PowerChina International Group и российская Группа «ВИС».

Первые предлагают строить неразрезной стальной мост, вторые — вантовый. Первые отмечают, что только неразрезная стальная конструкция способна выдержать климатические условия Якутии, вторые, ссылаясь на мировой опыт, утверждают, что и вантовый окажется стойким.

Роставтодор пока ни один из проектов не поддержал. Не исключено, что будут рассматриваться и другие варианты. Интересно только: на протяжении какого количества лет?..