Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

В России предлагают проводить технический осмотр автомобилей по «индивидуальным показаниям»

12 ноября 2018 г.
В России предлагают проводить технический осмотр автомобилей по «индивидуальным показаниям»

Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

АО «Электронный паспорт», оператор системы электронных паспортов транспортных средств (ПТС), предлагает разработать механизм индивидуальных проверок технического состояния автомобилей. Он будет учитывать особенности эксплуатации автомобиля, его аварийную и страховую историю и пр. В результате, машины, регулярно попадающие в ДТП или имеющие большой пробег, должны будут проходить техосмотр чаще.

О разработке новой системы мониторинга состояния транспортных средств рассказал директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт» Борис Ионов в рамках заседания научно-технического совета Торгово-промышленной палаты РФ.

По словам Бориса Ионова, разрабатывается сервис, позволяющий создать «индивидуальную программу» техосмотра для автомобиля на основе его характеристик, особенностей эксплуатации, данных о ДТП, страховых случаях, пробеге, техобслуживании и отзывных кампаниях. На основе анализа формируется либо «хорошая» история (техосмотр можно проходить реже и он обойдется дешевле), либо «плохая» (более частое и тщательное, а значит, и более дорогое ТО). Наихудший сценарий — введение ограничений на эксплуатацию автомобиля с передачей сведений в ГИБДД или даже запрет на эксплуатацию.

«Индивидуальные программы ТО можно сделать даже для конкретных моделей, категорий автомобилей, — пояснил «Коммерсанту» Борис Ионов.— Например, обычному автомобилю ТО достаточно проходить раз в год, а для такси с ежегодным пробегом под 200 тыс. км стоит проходить проверки, скажем, раз в три месяца».

Борис Ионов уверяет, что многие операторы ТО поддерживают такое предложения. «Разумеется, сначала надо создать условия, в системе электронных ПТС должна накопиться определенная история автомобилей, на это может уйти несколько лет, — пояснил он. — Кроме того, необходимо будет вносить изменения в закон «О техосмотре» и другие нормативные акты».

При этом некоторые эксперты отнеслись к инициативе настороженно. «Идея, конечно, хорошая, но в настоящий момент это непосильная задача, — считает генеральный директор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко. — Для начала необходимо решить проблему с повальной продажей диагностических карт без фактического проведения диагностики автомобиля. Иначе мы получим сервис по продаже «хорошей» истории для «плохого» автомобиля».

Генеральный директор союза «Техэксперт» (объединение операторов техосмотра) Сергей Зайцев также полагает, что реализация новой системы в сегодняшних реалиях «невозможна». «У нас не выполняются даже базовые требования по периодическому техосмотру, говорить о перспективном развитии преждевременно. Большая часть операторов ТО просто «рисуют» диагностические карты», — комментирует он существующую ситуацию в отрасли.

Напомним: в целях предотвращения дальнейшей продажи диагностических карт без прохождения техосмотра Министерство экономического развития подготовило новую редакцию проекта закона «О техосмотре». Она, в частности, вводит обязательную видеофиксацию процесса осмотра автомобиля, предусматривает уголовную ответственность для операторов за махинации по выдаче диагностических карт, а также возвращает штраф (в размере 2 тыс. рублей) для автовладельцев за езду без прохождения технического осмотра.

Документ внесен в Государственную Думу, однако на данный момент еще не рассматривался.

Добавим: сейчас новые автомобили возрастом до трех лет технический осмотр не проходят вообще, возрастом от трех до семи лет — раз в два года, а затем уже ежегодно. Такси, автобусы и некоторые типы грузовиков проходят техосмотр каждые шесть месяцев.

Заметим также, что 7-го октября вступили в силу новые правила регистрации автомобилей, которые в том числе вводят официальный статус электронных ПТС. При этом с 1-го ноября 2019-го года в странах ЕАЭС паспорт на транспортное средство начнут выдавать только в электронном виде.