В Москве к обработке фотографий, сделанных камерами фиксации нарушений ПДД, привлекут нейронную сеть

26 ноября 2018 г.23:15

К обработке фотографий, сделанных камерами фиксации нарушений ПДД, привлекут нейронную сеть

Столичные власти запускают «умную» нейронную сеть, способную определить тип, марку и модель автомобиля по силуэтам, логотипам и фонарям. Система разгрузит техников Центра организации дорожного движения (ЦОДД), обрабатывающих фотографии с камер для ГИБДД: у них будет больше времени на изучение спорных случаев и отсеивание в брак ошибочных штрафов. Остальную сугубо механическую работу доверят нейросети. Система обойдется властям в 189 млн. рублей.

Нейросеть будет создана для центра фотовидеофиксации ЦОДД, где обрабатываются фотографии с камер (ежедневно туда поступает до 400 тыс. материалов). После обработки и отсеивания брака фото уходят в ГИБДД, чьи инспекторы формируют «письма счастья». Цель новой системы — сократить нагрузку на техников, максимально автоматизировав процесс, следует из документации к конкурсу по разработке системы.

К примеру, если комплекс зафиксировал превышающий скорость автомобиль, то нейронная сеть, проанализировав фотографию и силуэт машины (в ее базе есть сведения более чем о 100 моделях), «поймет», что нарушитель — это Hyundai Solaris или ВАЗ-2101. Данный вывод автоматически перепроверят в базе данных МВД по государственному номеру: если модель подтвердится, то материалы с признаками нарушения будут обработаны по упрощенному алгоритму, то есть почти сразу уйдут в ГИБДД для формирования «письма счастья». Если же нейросеть увидела одну машину, а в базе данных по номеру — другая машина, то материалы уйдут технику на тщательную ручную проверку.

Упростится обработка данных в случаях, когда на МКАД днем выезжают грузовики. Сегодня камеры фиксируют абсолютно все проезды по Кольцевой дороге (порядка 6 млн. в сутки) и по каждому из них делается запрос в базу данных МВД, что чрезмерно нагружает информационные системы.

Нейросеть будет по силуэтам распознавать грузовики и только по ним делать запросы в полицейскую систему. Такой же алгоритм применят и для такси на «выделенке»: признаком смогут служить фонарь на крыше и шашечный пояс. Автобусы «Мосгортранса» система будет определять по силуэту и по другим косвенным признакам, например, по логотипу «Московский транспорт» на передней части.

Для минимизации рисков ЦОДД запустит отдельную систему принятия решений о том, какой материал отправить на упрощенную обработку, а какой — на тщательную проверку.

Скоринговая модель будет выставлять баллы каждому нарушению в зависимости от того, какое количество данных о нем подтверждено. Чем выше балл (модель-марка совпадают, номер хорошо виден, комплекс работает без ошибок), тем больше доверия материалу и тем выше вероятность, что штраф сформируют по упрощенке и он быстро станет штрафным постановлением.

Отметим: в Москве на данный момент работает 1,5 тыс. стационарных камер фиксации нарушений. В 2016-м году с помощью фотовидеофиксации было вынесено 11,7 млн. штрафных постановлений, в 2017-м году — 24,6 млн., за десять месяцев 2018-го года — более 25 млн. Количество комплексов планируется увеличить до 2 тыс. в 2019-м году.