Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

В который уже раз: в Правительстве пообещали, что в 2019 году бензин в России подорожает не более чем на 4,3%

27 февраля 2019 г.11:43

В Правительстве пообещали, что в 2019 году бензин в России подорожает не более чем на 4,3%

Максим Блинов/РИА «Новости»

Цена бензина в России в 2019-м году вырастет не более, чем на 4,3%. При этом за первые два месяца года стоимость топлива увеличилась примерно на 1,7% из-за повышения НДС с 18% до 20%, но в некоторых отрезках времени фиксировалось даже снижение цены, ссылается ТАСС на слова министра энергетики Александра Новака, сказанные в интервью изданию Gazeta.ru.

«Пока на протяжении двух месяцев цены стабильны, даже видим снижение на копейки. Я думаю, что такая ситуация не системная и не фундаментальная, а системно и фундаментально то, что поставлены задачи, созданы все необходимые инструменты в виде налогового регулирования, которые позволяют держать ситуацию на уровне существующих цен с темпами роста не выше инфляции. Прогноз по инфляции, напоминаю, согласно прогнозу Министерства экономического развития, составляет 4,3% по 2019-му году. Это те проценты повышения цен, которые могут быть достигнуты в течение этого года, но не более», — сказал он.

Александр Новак напомнил, что в мае прошлого года на рынке сложилась достаточно сложная ситуация, когда цены на розничном рынке выросли примерно на 10%. Правительство тогда приняло оперативные меры по стабилизации ситуации: снизило с 1-го июня акцизы на бензин и дизельное топливо и отказалось от их планового повышения с 1-го июля. Кроме этого, были достигнуты договоренности с нефтяными компаниями о «заморозке» розничных цен на уровне конца мая.

В 2019-м году для сдерживания внутренних цен на топливо предусмотрены в том числе демпфирующие механизмы в рамках проводимого «налогового маневра». Так, государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой. Введен также обратный акциз на нефть, поступающую на нефтеперерабатывающие заводы: если на выпуск бензина класса «Евро-5» приходится более 10% первичной переработки, то заводу компенсируют 3 тыс. рублей на тонну сырья, однако лишь при условии поставки топлива на внутренний рынок. Обратный акциз получат нефтеперерабатывающие заводы, которые уже модернизировали производство или намерены сделать это в течение трех лет.

При этом с начала ноября прошлого года нефтяные компании и Правительство договорились «заморозить» мелкооптовые цены на топливо до конца марта 2019-го года: с 1-го января по 31-е марта их разрешено поднимать только на уровень инфляции, а розничные цены — в пределах 1,7%.

Тем не менее в феврале глава «Газпром нефти» Александр Дюков говорил о том, что считает негативным влияние демпфирущего механизма, так как он стимулирует компании производить меньше товарного бензина. Заместитель министра энергетики Павел Сорокин, в свою очередь, отметил, что демпфирующий механизм работает только по дизельному топливу.

В феврале сомнения по поводу стабильности на топливном рынке выразили и в Совете Федерации: спикеры попросили Правительство предусмотреть дополнительные меры по сдерживанию роста цен. По их мнению, все, что сейчас предпринято, может действовать только в краткосрочной перспективе, но «не решает проблему роста цен в последующие годы».

С 1-го января этого года, напомним, также в 1,5 раза выросли акцизы на топливо, и их рост цены еще не отыграли. Считается, что их влияние должен нивелировать механизм обратного акциза. Вместе с тем эксперты Аналитического центра при Правительстве подсчитали, что в худшем случае они способны прибавить как минимум 3 рубля к стоимости литра бензина.

С 1-го апреля, подчеркнем, топливный рынок должен вновь перейти от административных к экономическим инструментам регулирования, а нефтяные компания получат право устанавливать уровень цен в зависимости от экономической ситуации и с учетом получения максимально возможной прибыли.

Топливный кризис, начавшийся в прошлом году, не в последнюю очередь был вызван проведением «налогового маневра»: на фоне сниженных экспортных пошлин на нефть и подорожания сырья на международном рынке нефтяные компании ради получения большей прибыли увеличили поставки на внешний рынок в ущерб внутреннему. Рост цен на бензин по итогам года составил 11%, на дизельное топливо — 17%.