Сдвиг сроков запуска строительства ВСМ «Москва-Казань» увеличивает нагрузку на государство

1 июня 2018 г.15:10

Институт проблем естественных монополий (ИМПЕМ) оценил перспективы удорожания проекта ВСМ «Москва-Казань» в случае сохранения тренда на перенос сроков его реализации. По мнению Института, дальнейший сдвиг реализации проекта в горизонте 12 лет может привести к его удорожанию более чем в 2 раза относительно условий, которые были заложены в 2013-м году. 

ИПЕМ считает, что решение о начале строительства ВСМ нужно принимать в ближайшее время, так как проект может принести значительные положительные эффекты для экономики, создав при этом меньшую нагрузку на государственный бюджет, чем при дальнейшем откладывании его запуска.

Соответствующие расчеты ИПЕМ представил генеральный директор Института Юрий Саакян на состоявшихся 31-го мая слушаниях в Общественной Палате РФ, посвященных состоянию и перспективам скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. В мероприятии также приняли участие представители Совета Федерации, Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД», региональных органов власти, отраслевых объединений и исследовательских центров.

Активная работа по проекту высокоскоростной железнодорожной ветки «Москва-Казань» ведется уже более 5 лет. По оценкам ИПЕМ, за период 2013-2018-х годов стоимость проекта увеличилась более чем в 1,5 раза — на 600 млрд. рублей, с 1,1 до 1,7 трлн. рублей (расчет производился в прогнозных ценах на сырье, материалы, услуги и проч. на соответствующий год запуска строительства).

В случае дальнейшего переноса сроков начала строительства ВСМ «Москва-Казань» стоимость проекта будет расти темпами не менее 50-60 млрд. рублей в год, что может привести к удорожанию запуска проекта в 2025-м году до 2,1 трлн. рублей (рост на 90% относительно стоимости проекта в 2013-м году), в 2030-м году — до 2,3-2,4 трлн. рублей (рост на 110-118% относительно 2013-го года).

ИПЕМ считает, что реализация проекта несет положительный эффект для экономики. По оценкам Института, запуск ВСМ «Москва-Казань» в эксплуатацию в настоящее время позволил бы дополнительно ежегодно перевозить 4-5 млн. пассажиров, обеспечить дополнительный доход перевозчика на уровне 15-18 млрд. рублей в год, а также дополнительный прирост ВВП России свыше 0,1 п.п в год.

В то же время для реализации проекта ВСМ «Москва-Казань» необходима государственная поддержка: проведенный ИПЕМ анализ мирового опыта показал, что все проекты ВСМ в мире реализуются со значительным объемом финансирования за счет государства. Так, в ЕС государства путем предоставления безотзывных субсидий и грантов обеспечивали до 70% капитальных затрат на реализацию ВСМ, в Китае 100% капитальных затрат финансировалось государством.

«Проект ВСМ «Москва-Казань» необходимо сдвигать с «мертвой» точки. По нашим оценкам, он будет операционно прибыльным, а государственное финансирование на стадии строительства существенно улучшит показатели, заложенные в его финансовой модели, — указал генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. — При этом реализация проекта должна не только учитывать задачи улучшения имиджа России и повышения мобильности населения, но и обеспечения положительных эффектов для промышленности, науки и инжиниринга. Такие эффекты возможны только при условии, что технологии строительства и эксплуатации ВСМ будут максимально локализованы в России».

ИПЕМ