Счетная палата Германии предлагает радикальную реорганизацию железнодорожной корпорации Deutsche Bahn

22 января 2019 г.15:10

pixabay.com

Федеральная счетная палата ФРГ 17-го января направила в парламент отчет, содержащий предложения по реорганизации железнодорожной корпорации ФРГ Deutsche Bahn (DB), сообщает ТАСС со ссылкой на International Railway Journal. В числе предложений — разделение железнодорожных операций и управления инфраструктурой и продажа двух крупнейших дочерних компаний Arriva и Schenker.

«Федеральное правительство и DB не добились выполнения основных целей реформы железнодорожной отрасли, инициированной 25 лет назад», — заявил глава аудиторского ведомства Кей Шеллер. Он отметил, что железная дорога особенно неуспешно конкурирует с автомобильным транспортом, и в целом объем грузоперевозок по железным дорогам ФРГ на сегодняшний день даже ниже уровня 1990-го года.

В отчете Счетной палаты также отмечается, что в момент образования DB в 1990-м году в результате слияния двух государственных железных дорог Восточной и Западной Германии у компании не было долгов. Сейчас же, несмотря на постоянную государственную поддержку, долгосрочный долг DB приблизился к 20 млрд. евро и продолжает расти. Также палата констатирует, что DB не получает достаточной прибыли для финансирования необходимых в ближайшие несколько лет капиталовложений.

Аудитор подчеркивает, что в значительной мере к сложившейся ситуации привело бездействие федерального Правительства, которое предоставило DB возможность самостоятельно определять свою стратегию и регулировать свою деятельность. «Непостижимо, но даже через 10 лет после отмены IPO DB федеральное Правительство не имеет представления о том, какую и сколько железной дороги оно хочет», — говорит Кей Шеллер.

В отчете палаты указывается, что федеральное Правительство позволило DB проводить политику международной экспансии, так что корпорация в настоящее время работает примерно в 140 странах. «73% дочерних компаний DB Group зарегистрированы за рубежом — 513 из 700 компаний. … За пределами Германии DB Group осуществляет более 43% продаж — 18,6 млрд. из 42,7 млрд. евро», — говорится там.

Помимо прочего, в отчете подчеркивается, что DB еще ни разу не направляла полученную за рубежом прибыль для финансирования железных дорог в Германии, однако реинвестировала их на дальнейшее развитие международных операций.

С другой стороны, аудитор обращает внимание на то, что международная экспансия порождает экономические риски, которые могут неблагоприятно отразиться на работе железнодорожной отрасли Германии и федерального Правительства.

Счетная палата предлагает Правительству рассмотреть вопрос о продаже «ненужных» подразделений DB, в том числе двух крупнейших дочерних компаний — Arriva и Schenker. Продажа принесет корпорации «несколько миллиардов евро», которые DB cможет направить на финансирование инвестиций. Предложения также включают реструктуризацию DB с разделением перевозочной деятельности и инфраструктуры.

Аудитор требует от Правительства пересмотреть модель интегрированной железнодорожной корпорации и разработать стратегию развития отрасли, а для этого определиться с тем, что является ключевой задачей федерального железнодорожного оператора — получение прибыли или выполнение обязательств в сфере общественных услуг.