Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» потребует 1,5 трлн. рублей

23 мая 2018 г.13:27

Расширение проекта Безопасные и качественные дороги потребует 1,5 трлн. рублей

Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) на все российские региональные центры потребует дополнительно 1,5 трлн. рублей, передает ТАСС содержание доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) «Интегрированная транспортная система».

«Географическое и функциональное расширение проекта БКД потребует порядка 1,5 трлн. рублей дополнительных расходов в период до 2024-го года», — отмечается в докладе. Эта сумма включает 676,3 млрд. рублей на приведение в нормативное состояние дорог в региональных центрах и их пригородных зонах, затраты на создание не менее 35 автодорожных обходов городов в размере 515,3 млрд. рублей и 364,6 млрд. на строительство и реконструкцию прочих автомобильных дорог в крупных городах и их пригородах.

Как отмечают эксперты ЦСР, в настоящее время на содержание и развитие муниципальных и региональных дорог из бюджетов всех уровней выделяется порядка 830 млрд. рублей в год. В период с 2018-го по 2024-й год в сумме без дополнительных расходов это направление потребует более 6 трлн. рублей. «Это наиболее капиталоемкая статья затрат среди всех транспортных расходов страны, — отмечается в докладе. — При этом развития сети дорог практически не происходит за исключением отдельных частных проектов».

Федеральная программа «Безопасные и качественные дороги России» стартовала в 2017-м году и рассчитана до 2025-го года. Она реализуется в 38 агломерациях с численностью населения более 500 тыс. жителей (кроме Московской и Санкт-Петербургской) и предусматривает повышение процента дорог, соответствующих нормативам, и снижение количества ДТП. В 2017-м году сумма финансирования проекта составила более 65 млрд. рублей, из которых 31 млрд. рублей выделен из федерального бюджета и 34 млрд. рублей из бюджетов агломераций.

Как отмечается в докладе ЦСР, реализация данного проекта стала одной из наиболее перспективных инициатив Министерства транспорта России. Однако для решения задач по росту транспортной доступности населенных пунктов его следует расширить и переформатировать. «Сейчас БКД охватывает лишь крупнейшие российские агломерации, что дискриминирует жителей меньших по размеру региональных центров. Имеет смысл расширение проекта на все региональные центры», — отмечается в докладе.

Между тем, согласно недавнему отчету Счетной палаты РФ, половина регионов, участвующих в БКД в 2017-м году, не выдержала сроки его выполнения. «Низкий уровень готовности субъектов Российской Федерации к реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» привел к срыву сроков выполнения мероприятий, установленных паспортом проекта, в 18 из 36 субъектов Российской Федерации, принимающих участие в реализации проекта», — говорится в отчете.

При этом в докладе ЦСР не упоминается другой инфраструктурный мегапроект — строительство моста на Сахалин. По самым предварительным оценкам, строительство моста на Сахалин может потребовать более 500 млрд. рублей. Однако глава ЦСР Алексей Кудрин ранее отмечал, что развитие инфраструктуры в европейской части РФ более приоритетно.