bell

Новости

Платон может пойти на уступки, но не сейчас

1 Декабря 2017

Ставки сборов «Платона» могут быть дифференцированы в зависимости от состояния автодороги. Правда, если подобное решение и примут, то произойдет это не раньше следующего года.

Если дорога не дотягивает до норматива…

По словам первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха, данная идея прозвучала в рамках обсуждения вопросов, связанных с регулированием перевозок грузов по федеральным трассам автомобилями массой свыше 12 тонн.

Как пояснил представитель одной из компаний, на заседании рабочей группы, созданной в Минтрансе России, обсуждался порядок определения величины платы за проезд в системе «Платон».

«Федеральная сеть, за которую сегодня взимается плата, в основном в нормативном состоянии, но есть участки, которые необходимо ремонтировать», — пояснил Евгений Дитрих. Соответственно, оплата на таких участках могла бы быть ниже, чем на тех, которые соответствуют нормативам.

Состояние федеральных трасс

При этом ставка сбора в системе «Платон» в ближайшее время индексироваться не будет, пообещал первый заместитель министра транспорта РФ в кулуарах III Железнодорожного съезда. Это связано с тем, что решений по «Платону» на 2018-й год пока не принято.

Нет прозрачной методики оценки качества дорог

Ставка сбора в системе взимания платы за проезд большегрузов с 15-го апреля установлена на уровне 1,91 руб./км, что ниже первоначально намеченного уровня, но выше той планки, которая действовала с момента старта проекта: 15-го ноября 2015-го года ставка «Платона» была 1,53 руб./км. С 15-го апреля планировалась отмена льгот — плата за 1 километр пути должна была составить 3,06 руб. Однако эти планы были отложены на более поздний срок.

Основная причина — нет прозрачной методики расчета ущерба, который наносят федеральным автодорогам большегрузы: например, по расчетам концессионеров, фура в среднем проезжает по ним 24 км в сутки. А по данным автоперевозчиков — 200 км/сут. Это означает, что вредное воздействие при проезде 1 км/сут. едва ли не вдесятеро меньше расчетного уровня.

Отсюда и сомнения в справедливости ставок «Платона», рассказал ранее координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Вместе с тем, по его словам, снижение тарифа до оптимального уровня делает проект бессмысленным.

Когда наступит момент менять ставки

Евгений Дитрих полагает, что в середине 2018-го года удастся уточнить и научно обосновать методику оценки ущерба федеральным автодорогам. После доработки проект такой методики должен быть предложен на рассмотрение правительства РФ. По этой же причине в данный момент нельзя вводить и скидки за пробег автомобилей по магистралям, которые не дотягивают до нормативного уровня.

Ставки на Платон не изменятся

Кроме того, ряд регионов намерен передать в федеральную собственность отдельные участки, которые примыкают к федеральным маршрутам или могут быть использованы для объезда существующих федеральных дорог. Их тоже придется приводить в порядок. И пока нет ясности, насколько из-за этого может увеличиться магистральная сеть, опять-таки рано вносить поправки в ставки «Платона».

Драконовские меры к нарушителям правил

Как отмечают представители автоперевозчиков, в Минтрансе России занимают сейчас двойственную позицию: с одной стороны, в министерстве опасаются массовых протестов дальнобойщиков, а с другой — предпринимаются попытки тем или иным путем увеличить сборы с владельцев транспортных средств массой свыше 12 тонн.

Напомним, что в июне был представлен законопроект, согласно которому штрафы за неоплату проезда в системе «Платон» предполагалось увеличить до 20 тыс. руб. с июля 2017-го года, что вчетверо выше ныне действующего уровня. Однако на правительственном уровне документ был одобрен только 5-го октября. Сейчас завершается формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта, который находится на рассмотрении Госдумы.

Кроме того, были усилены меры, связанные с весовым контролем, а также увеличены штрафы за перевес транспортных средств.

Действуют и другие факторы, которые приводят к росту расходов автоперевозчиков. В связи с этим ситуация в отрасли остается напряженной. Переговорный процесс, который ведется в рамках рабочей группы Минтранса с представителями автоперевозчиков, пока позволяет стабилизировать ситуацию.