Перспективы скорейшей реализации Белкомура неоднозначны

23 февраля 2018 г.03:00

Строительство магистрали Белкомур фото

Строительство магистрали Белкомур (Белое море-Коми-Урал) имеет для России внутреннее и международное значение. В глобальном масштабе проект следует рассматривать как часть большого транспортного коридора между севером Европы и странами Азии.

Существование такого железнодорожного пути сократило бы маршрут между ними на 800 км. Это не просто ускоряет транспортировку грузов, а полностью меняет логистику. Сейчас продукция из Азии перевозится в Европу в основном морским транспортом. Такая доставка занимает, например, 90% экспорта Китая. Белкомур соединит регионы кратчайшим путем через Пермь-Сыктывкар-Архангельск с выходом к незамерзающим морским портам. Это позволит развитым странам Скандинавии завозить товары и сырье больше и дешевле из России, Китая, Казахстана, Японии. И наоборот, легче поставлять свою продукцию в азиатский регион. Загрузятся портовые мощности североевропейских стран международным транзитом грузов.

Для России, помимо транзитной функции, дорога улучшит условия транспортного обслуживания и даст стимул развитию северных, сибирских, дальневосточных областей, освоению их природных ресурсов, инвестициям, созданию новых производств и повышению доходов бюджетов.

Государственные ассигнования на поддержку предполагаются в сумме 64,5 млрд. рублей в течение 10 лет, до выхода проекта на полную мощность перевозок, по расчетам руководства Белкомура. Но за последующие 20 лет государство получает доходы в сумме 244 млрд. рублей от эксплуатации магистрали. Кроме того, она дает возможность по Комплексной программе реализовать и 39 промышленных инвестпроектов объемом 700 млрд. рублей в Пермском крае, Республике Коми, Архангельской области.

Тем не менее перспективы реализации проекта в ближайшее время неоднозначны, даже при правильности указанных расчетов. Дело не только в сложности выделения ресурсов на него на фоне других крупных инфраструктурных начинаний — таких, как Керченский мост и Северный широтный ход. Но, кроме того, проект имеет смысл лишь при одновременном масштабном комплексном развитии северных территорий, новом подходе к освоению Северного морского пути. Но пока нет целостного всестороннего понимания и детальной проработки данных вопросов. В годы кризиса столь крупные проекты отступили на второй план.

РЖД-партнер