О чем думают законодатели?

15 января 2018 г.17:56

Или: какие нововведения, касающиеся сферы грузоперевозок, находятся на рассмотрении Государственной Думы?

Ужесточение прохождения технического осмотра

Поправки в соответствующий закон о техническом осмотре транспортных средств, а также в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы подготовлены Министерством экономического развития. Эти поправки уже прошли этап публичного обсуждения, процедуру оценки (которая, кстати, оказалась положительной) регулирующего воздействия и поступили на рассмотрение Правительства. Если Правительство их одобрит, законопроект отправится на рассмотрение Государственной Думы. Когда это произойдет, как скоро Дума примется за чтение законопроекта и в каком виде он станет законом — ни по одному из этих пунктов ничего определенного пока сказать нельзя.

Что точно известно, так это суть изменений, предусмотренных Минэкономразвития. Так, в ведомстве предлагают, во-первых, вернуть штрафы за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр. Во-вторых, ужесточить санкции за выдачу диагностической карты без проверки автомобиля и за внесение недостоверных сведений в АИС ТО (автоматизированную информационную систему, содержащую данные о прохождении автомобилем технического осмотра). В-третьих, сделать обязательной проведение фото- и видеозаписи процедуры прохождения ТО. А все контрольно-надзорные функции при этом передать в руки Ространснадзора.

Штраф за отсутствие техосмотра

В Минэкономразвития полагают, что в результате принятия законопроекта удастся действительно отслеживать состояние разъезжающих по дорогам автомобилей и повысить безопасность дорожного движения. Ведь на данный момент диагностические карты, как правило, покупаются, а отметка о прохождении ТО ставится без предъявления самого транспортного средства.

Равная ответственность для перевозчиков, зарегистрированных в качестве ИП и в качестве юридических лиц

В последних числах декабря Комитет Государственной Думы по госстроительству принял в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Суть поправок в следующем — увеличить штрафы для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров, а также перевозку опасных и тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов.

В принципе, такая инициатива выглядит вполне справедливой и логичной: опасность, которую представляют автомобили, зарегистрированные на ИП, ничем не отличается от той опасности, которую представляют автомобили, зарегистрированные на юридических лиц. Однако владельцы последних в случае нарушений выплачивают штрафы в разы больше. Для сравнения: за несоблюдение правил перевозки опасных грузов на юридических лиц налагается ответственность в сумме от 150 000 до 250 000 рублей, а на ИП — всего от 5 000 до 10 000 рублей. От 5 000 до 10 000 рублей (!) — это в 25-30 раз меньше (!).

При этом нарушения, допускаемые перевозчиками-ИП, по данным Министерства транспорта, наоборот, фиксируются чаще. Так, в пояснительной записке к законопроекту приводятся данные (правда, почему-то в Министерстве транспорта более свежие сведения в качестве подтверждения найти затруднились) пятилетней давности: за восемь месяцев 2012-го года количество административных наказаний, наложенных Ространснадзором на индивидуальных предпринимателей, равнялось 8 486, а на юридических лиц — 2 468. Что, как ни трудно посчитать, составляет разницу в 3,4 раза.

Непонятно только, каким образом выглядит ситуация сейчас

Перевозка опасных грузов

Впрочем, с «законотворцами» случился и еще один конфуз. Желая уравнять ответственность для ИП и юридических лиц, осуществляющих перевозку тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, они предложили внести в соответствующую статью КоАП в качестве дополнения текст, который именно в таком виде, слово в слово, запятая в запятую, был внесен в нее еще в июле 2015-го.

То есть по закону индивидуальные предприниматели уже более двух лет как в случае нарушений правил перевозки «негабарита» выплачивают такие же штрафы, как и юридические лица.

Так что теперь законопроект, если и будет принят, будет регулировать сферу перевозок опасных грузов. В этой сфере индивидуальным предпринимателям тоже будут назначать штрафы, ориентируясь не на слова «для должностных лиц», а на слова — «для юридических лиц».

Поправки, учитывающие поправки, внесенные в КоАП в 2015-м году, должны быть представлены к 19-му января, после чего будет определена дата второго чтения. Если больше никаких конфузов не обнаружится, законопроект рискует быть принятым в течение этого года.

Телемедицинские технологии в предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах водителей

Законопроект, предусматривающий внесение соответствующих поправок в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», был зарегистрирован Государственной Думой в сентябре прошлого года. В тексте проекта были указаны очень даже амбициозные сроки его вступления в силу — с 1-го января 2018-го года.

Однако на данный момент законопроект не прошел еще даже первое чтение. Причем Комитет Государственной Думы по охране здоровья его и вовсе не поддержал и рекомендовал отклонить в первом чтении.

Нет, сама по себе необходимость внедрения телемедицинских технологий в том числе и в сферу пассажирских и грузовых перевозок сомнений не вызывает. Телемедицина (а выглядит «телемедицина» как моноблок с видеокамерой и подключенными к нему тонометром, алкотестером, пирометром и термопринтером) мало того что значительно сокращает издержки транспортных компаний, идущие на содержание штата медицинских работников или прохождение медосмотра в специализированном заведении, так еще и дает возможность отслеживать неукоснительность проведения этой процедуры.

Предрейсовый осмотр

Последние сомнения насчет нового рода медицинских услуг развеял, кстати, Владимир Путин, когда 30-го июля прошлого года подписал т.н. закон о телемедицине (законопроект, вносящий изменения в ряд законодательных актов в сфере охраны здоровья и предусматривающий использование соответствующих технологий). Этот закон уже вступил в силу (с 1-го января 2018-го года).

Вот только инициаторы «модернизации» процедуры медицинских осмотров водителей этот факт, по-видимому, совсем не учли. По крайней мере, готовя свой законопроект, они не удосужились сослаться ни на ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ни на принятый недавно закон о телемедицине и учесть прописанные ими нормы (в том числе положение, устанавливающее, что дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента может назначаться лечащим врачом только после очного приема).

Кроме того, законопроект не уточняет, каким образом будет проходить идентификация пациентов, какая ответственность предусмотрена за внесение недостоверных сведений, кто (какой именно орган исполнительной власти) будет определять порядок и условия прохождения такого рода медицинских осмотров и т.д. и т.п.

Единственное, что сделали законодатели, — это дополнили пункт 7 статьи 23 закона «О безопасности дорожного движения» словами «также проводятся с применением телемедицинских технологий» (ну, еще и пункт 8 небольшим абзацем)…

В общем, на этих основаниях Комитет Государственной Думы по охране здоровья «зарубил» введение телемедицины в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

Состоится ли вообще после такого вердикта первое чтение законопроекта, будут ли в нем учтены критические замечания (…), пока неизвестно. Но вряд ли в первой половине этого года телемедицинские технологии официально доберутся до медицинских осмотров водителей…

Облегчение доли экспедиторов

Вообще, закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» уже давно и настойчиво требует законодательного вмешательства. Попытки это сделать были предприняты в 2015-м году, когда Министерство транспорта вынесло на публичное обсуждение свой проект нового закона (который, кстати, среди прочего вводил новое название для отрасли — она должна была стать транспортно-экспедиторской).

Международный форум Транспортный потенциал

Однако никаким успехом эта инициатива не увенчалась: проблемы, существующие в данной сфере (например, двойственный характер роли экспедитора), законопроект никоим образом не ликвидировал, зато вызвал всеобщее отторжение желанием создать реестр экспедиторских организаций, ограничить возможности работы для компаний с иностранным капиталом и прочее, и прочее.

Так или иначе, в начале прошлого года, получив отрицательную оценку регулирующего воздействия, законопроект «удалился на доработку». Сейчас же в Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству внесено предложение «откорректировать» статьи 4 и 5 ныне существующего закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Эти статьи, которые были видоизменены в июле 2016-го года вместе со вступлением в силу т.н. «пакета Яровой», закрепляют за экспедитором обязанность проверять достоверность информации о свойствах груза и условиях его перевозки и вообще достоверность указанной клиентом информации (сведения о юридическом лице — стороне договора транспортной экспедиции, данные о физическом лице, подлинность документов и др.).

Так вот, некоторые из депутатов все-таки поняли, что экспедитору на самом деле крайне затруднительно проверять достоверность информации о свойствах груза, а потому предложили попросту убрать из закона это положение. Кроме того, они решили уточнить, какие документы должен предоставлять клиент экспедитору, чтобы экспедитор мог убедиться в его добросовестности и подлинности существования.

Первое чтение законопроекта (полезного, что особенно важно, законопроекта) должно было состояться еще в ноябре прошлого года, а его положения вступить в силу под бой курантов. Однако у правового управления возникли кое-какие вопросы. Так, эксперты пришли к выводу: требовать у клиента подтверждающие его статус документы — значит нарушать презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений, — решив при этом, что положения «пакета Яровой» эту презумпцию никоим образом не нарушают.

Автор законопроекта Ирина Яровая

В итоге, дата первого чтения перенесена (на неопределенный срок), а документ отправлен на доработку. Тем не менее, можно полагать, что обязанность проверять достоверность информации о свойствах груза из закона в любом случае уберут. Может, даже в этом году…

...В разработке, кроме того, находится законопроект, предполагающий четырехкратное увеличение штрафов за бесплатный проезд по «Платону». В начале этого года на рассмотрение Государственной Думы должен поступить долгожданный законопроект, призванный урегулировать порядок проведения автоматизированного весогабаритного контроля. В последних числах декабря зарегистрирована инициатива, открывающая дорогу каботажным перевозкам по территории России, осуществляемым резидентами стран ЕАЭС. Также уже давно и упорно ходят слухи о том, что законодатели всерьез хотят запретить физическим лицам регистрировать на себя грузовики и автобусы.

Что же из всего этого будет принято и в каком виде, покажет, как говорится, время…