Новость недели: под уверения «на рынке все спокойно» Правительство продлило «заморозку» цен на топливо

25 марта 2019 г.09:26

Владимир Смирнов/ТАСС

Ространснадзор тем временем отчитался о количестве собранных по «Платону» штрафов, а Министерство финансов представило доработанный законопроект о реформировании ОСАГО.

Цены на топливо будут зафиксированы еще в течение трех месяцев

И этого, в принципе, стоило ожидать.

Нефтяные компании расчетами «Лукойла» уже оценили свои убытки за два месяца в 50 млрд. рублей, специалисты Vygon Consulting — и того больше, в 85 млрд. рублей.

Что бы с такими издержками стали делать нефтяники, как только бы им разрешили действовать с ценами по своему усмотрению?.. Вопрос даже не риторический, а наивный.

При этом у Правительства, которое так ратовало за то, чтобы с 1-го апреля регулировать топливный рынок только экономическими методами, из таких методов имелось бы только два — компенсации нефтяникам и заградительные пошлины.

Первый, как оказалось, уже сейчас не работает: вместо того чтобы обеспечить компаниям недополученную из-за уменьшения внешних продаж прибыль, изъял у них как минимум 15 млрд. рублей.

Второй, в виде заградительных пошлин, Правительство и само вряд ли рискнуло бы применить. Потому что применить их — значит лишить доходов не только нефтяников, но и сам федеральный бюджет.

Что примечательно: еще в начале марта в Кабинете министров уверяли, что даже не рассматривают возможность продления «заморозки» цен, — а ближе к концу марта ее уже продлили.

Там же, во время прошедшего 21-го марта правительственного совещания, решили подкорректировать демпфер в пользу нефтяников, а вместо заградительных пошлин ввести лицензирование экспорта: прежде чем получить разрешение на отправку нефти и нефтепродуктов за рубеж, компании должны будут заполнить ими внутренний рынок.

И, видимо, для того, чтобы механизм этого лицензирования проработать, министры и взяли себе паузу на три месяца.

Считается, что, как только лицензирование экспорта вступит в силу, оно обеспечит топливному рынку долгожданную стабильность без всяких там «заморозок» и иного административного вмешательства.

Впрочем, когда-то то же самое нам говорили и про компенсационный механизм

P.S. Информация к размышлению: срок «заморозки» топливных цен истекает ровно тогда, когда должны проиндексировать тариф «Платона».

Министерство финансов определилось со сроками ликвидации двух коэффициентов ОСАГО

Исключить собираются, напомним, те коэффициенты, которые считаются социальными, — мощности автомобиля и территории его преимущественного использования.

Что интересно: еще совсем недавно первым аккурат с 1-го сентября этого года собирались убрать коэффициент мощности автомобиля и лишь потом, с 1-го сентября 2020-го года, — коэффициент, отвечающий за территорию.

Теперь все диаметрально переиграли. И если с отсрочкой еще все понятно: тут даже законопроект в парламент не внесен (к нему по-прежнему есть замечания) — где уж профильным ведомствам успеть к сентябрю все подготовить!

А вот почему первым (с 1-го января 2020-го года) на устранение решили все-таки пустить территориальный коэффициент, не совсем понятно. Может, потому, что коэффициент мощности автомобиля все-таки более социальный? Его, кстати, намерены отменить с 1-го октября следующего года.

Еще интереснее то, что вместо этих двух коэффициентов влиять на цену полиса будет манера езды автолюбителя: превышение скорости, выезд на «встречку», проезд на красный.

Фиксировать стиль вождения собираются, по примеру КАСКО, с помощью телематических устройств. Вот только успеют ли к началу следующего года подготовить их внедрение, если еще до сих пор даже не определили, за чей счет они будут устанавливаться?..

Вопрос тоже риторический.

С 1-го января 2020-го года, кроме того, будут до 2 млн. рублей увеличены выплаты по ОСАГО в случае ДТП с пострадавшими или погибшими (сейчас — 500 тыс. рублей).

И с одной стороны, это справедливо (2 млн. рублей — это максимальные выплаты в аналогичных ситуациях пассажирам общественного транспорта), а с другой — рискует увеличить стоимость полиса.

Ространснадзор за полгода собрал с пользователей и непользователей «Платона» 1,4 млрд. рублей штрафов

Не будем сейчас в очередной раз вспоминать всю историю передачи Ространснадзору «штрафных» полномочий. Уточним только, что это произошло 8-го июля, что благодаря этому за год системе удалось собрать 23,5 млрд. рублей (хотя планировалось только 20 млрд.) и что полугодовой всплеск регистрации опять вернулся к среднестатистическим показателям.

Лучше отметим ту завиральную идею, которая сейчас бродит по коридорам Министерства финансов. Там решили включить шесть сборов (среди них — и сборы по системе «Платон») в перечень налогов. И если это произойдет (а на увещевания бизнеса Министерство финансов пока не реагирует), то, помимо штрафов, злостным нарушителям может грозить и уголовная ответственность, а если таковыми являются юридические лица или ИП — то и приостановка деятельности.

В ФАС по-прежнему озабочены весенними ограничениями

Правда, не совсем понятно, что именно их озадачивает: то ли наличие таких ограничений, то ли то, как они реализуются.

Вот такое письмо ведомства опубликовано на сайте АСМАП.

Из него, конечно, более ли менее ясно, что ФАС, в принципе, выступает за то, чтобы когда-то в будущем весенние ограничения на региональных дорогах, по примеру федеральных трасс, были устранены.

Однако к чему антимонопольная служба обязует регионы сейчас, когда призывает избегать введения необоснованных ограничений? То есть: что именно следует понимать под необоснованностью?..

В письме указывается, что в 19 регионах «приняты нормативные правовые акты, вводящие ограничения на перевозку грузов по автодорогам». Хотя таковых регионов, «просушивающих» свои дороги, точно больше 19.

Можно было бы предположить, что вся проблема в том, что в этих 19 регионах введены ограничения и для международных перевозок грузов. Однако их перечень не сходится с информацией в таблице АСМАП.

Впрочем, скорее всего, как мы ранее об этом и писали, ФАС озаботилась исключительно доставкой смазочных масел и специальных жидкостей.

Кстати, а только нас обескураживают слова антимонопольного ведомства о «недопущении создания недискриминационных условий»?..