Неделя краха — мостов и амбиций РЖД

15 октября 2018 г.17:17

info-rm.com

Прошедшая неделя отметилась обрушением мостов: два, в Амурской области и Мордовии, все-таки рухнули, третий, в Хабаровске, успели (видимо, под страхом грядущих проверок) своевременно закрыть. Кстати, еще один мост, в Красноярском крае, пострадал от очередного забывчивого водителя, который разъезжал по трассе «Сибирь» с поднятым кузовом.

На прошедшей неделе, кроме того, РЖД окончательно признались, что не смогут в одиночку вытянуть строительство моста на Сахалин: из 540 млрд. рублей они готовы выделить лишь 3,5 млрд. рублей, да и то на подготовку технико-экономического обоснования проекта.

Из важных событий отметим также закрепление официального статуса электронных паспортов транспортных средств, протест депутатов против реформы ОСАГО и «признание» Росстата в том, что бензин с начала года подорожал на 9%, а дизельное топливо — на 10,3%.

За один только день два моста обрушилось после того, как по ним проехали грузовики

Первым во вторник, 9-го октября, не выдержал тяжести путепровод в городе Свободный Амурской области: два его пролета упали аккурат на железнодорожные пути. Вторыммост в Мордовии между селами Дубенко и Ардатово.

И если со вторым, в принципе, все понятно: по нему проехал грузовик с превышением допустимой массы, то насчет первого версии разнятся.

Нет, на него тоже въехал грузовой автомобиль массой, превышающей норму, и разваливаться мост, как свидетельствуют видеозаписи и очевидцы, начал именно в момент движения по нему большегруза.


Однако специалисты уверяют, что железобетонный мост способен простоять, как минимум, 50 лет (путепровод в Свободном построили в 1982-м году) и при надлежащем уходе не должен вот так вот скоренько «сложиться» от машины, груженной песком.

Высказывается, например, версия, по которой к крушению путепровода причастны не столько должностные лица города и не столько водитель грузовика, сколько «Российские железные дороги». Якобы это их инновационные вагоны повышенной грузоподъемности, проследовав за несколько секунд до обвала, этот самый обвал и спровоцировали.

РЖД, естественно, эту версию отвергают.

Следственный комитет, в свою очередь, возбудил уголовное дело по статье «Халатность»: в ходе следствия должны, в том числе, дать оценку действиям администрации города и тому, как именно она обеспечивала (и обеспечивала ли?) безопасную эксплуатацию моста.

Что примечательно: уже через два дня власти Хабаровска вспомнили о том, что один из мостов города пребывает в критическом состоянии, и закрыли его на реконструкцию. Не исключено, что сделали они это под страхом грядущих проверок (у нас ведь массовые проверки только после ДТП и случаются), и не исключено, что на этой неделе эстафету Хабаровска подхватят и другие регионы.

Напомним: в России, по самым приблизительным подсчетам, под угрозой обрушения находятся 500 мостов.

РЖД признались, что в одиночку вытянуть строительство моста на Сахалин не смогут

И хотя мы еще раньше предполагали, что «Российские железные дороги» не смогут «наскрести» все 540 млрд. рублей, необходимых на возведение транспортного перехода и подходов к нему. И, несмотря на все уверения компании, сомневались в том, что она способна профинансировать большую часть строительства.

Мы все равно не ожидали, что в итоге все, что будут готовы предоставить РЖД для моста на Сахалин, — это 3,5 млрд. рублей на подготовку его технико-экономического обоснования. На оставшиеся 536,8 млрд. компания, как сообщается, ищет частных инвесторов.

Однако найти частных инвесторов — задача на самом деле не простая: эксперты заявляют, что выгоды инвесторов от использования моста не перекроют их затраты, а те, кто мог бы выступить инвесторами, пока категорически от такой чести отказываются.

Основная причина — недостаток потенциальной грузовой базы и, как следствие, низкая окупаемость транспортного перехода.

И хотя Правительство, все равно включив мост на Сахалин в план развития магистральной инфраструктуры до 2024-го года, поставило ультиматум: мол, он будет построен только в том случае, если для него подтвердится достаточная грузовая база и найдутся внебюджетные источники финансирования, есть сомнения в том, что ультиматум будет выдержан.

Хотя бы потому, что строительство моста на Сахалин — это не столько экономический проект, сколько политический и ура-патриотический.

Впрочем, инвесторов могут найти и принудительным путем. Как, например, в случае с т.н. «списком Белоусова» (Андрей Белоусов — помощник Президента – прим.), когда крупным российским компаниям пригрозили изъять полученную ими из-за ослабления рубля прибыль в 500 млрд. рублей, после чего они сами в обмен на неприкосновенность их счетов согласились стать инвесторами масштабных государственных проектов.

С начала года бензин подорожал на 9%, а дизельное топливо — на 10,3%

Такие данные зафиксировал в своем отчете Росстат, отметив, что за это время средняя цена одного литра бензина достигла отметки в 43,28 рубля, дизельного топлива — в 44,69 рубля.

Наибольший рост при этом пришелся на май, когда только за один месяц бензин подорожал на 5,6%.

Тогда Правительство, напомним, экстренно вмешалось в провозглашенную им же рыночную политику: снизило акцизы на топливо, отменило их плановое повышение и договорилось с нефтяными компаниями о «заморозке» цен на топливо по состоянию на 30-е мая.

Пока ситуация, несмотря на тяжелое положение независимых АЗС, которые из-за «заморозки» цен на протяжении нескольких месяцев работают с минимальной доходностью, относительно стабилизировалась. Цены на заправках прибавляют по 1-2 копейке за неделю.

Однако с 1-го января 2019-го года должны увеличиться три главные составляющие стоимости топлива: в соответствии с «налоговым маневром» повышается НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), до 20% увеличивается НДС и в полтора раза — акцизы на топливо.

Правительство, хотя и уверяет, что все это на цене топлива мало отразится, одновременно все-таки дорабатывает «налоговый маневр» и размышляет над участью акцизов.

Нам же пока только и остается, что ждать, чем эти размышления закончатся…

Депутаты попросили отменить реформу ОСАГО

Напомним: реформа ОСАГО должна пройти в 2 этапа.

Первый, продвигаемый Центробанком, стартует уже в ноябре и подразумевает изменение тарифов. В частности, на 20% от верхней и нижней границы расширят тарифный коридор, детализируют градацию коэффициента стажа и возраста водителя, привяжут коэффициент бонус-малус (он отвечает за «историю аварийности») к водителю (а не к автомобилю, как сейчас) и установят его годовое значение. (Для транспортных компаний, кстати, определят единый для всего автопарка КБМ.)

Второй этап (за авторством Министерства финансов) планируют запустить с 1-го сентября следующего года, когда при расчете стоимости полиса ОСАГО исключат один из основных сейчас коэффициентов — коэффициент мощности автомобиля.

С 1-го сентября 2020-го года из расчета думают убрать также коэффициент, значение которого зависит от территории использования автомобиля.

Ранее вместо этих коэффициентов Минфин предложил отталкиваться от стиля езды конкретного водителя — количества зафиксированных нарушений, скорости движения, резкости совершаемых маневров…

Однако в последней озвученной ведомством версии законопроекта уже значится другое нововведение — предоставление страховщикам возможности на 30% (впоследствии — на 40%) снижать минимальную базовую ставку и настолько же поднимать максимальную.

Считается, что цель реформы — установление более справедливых и более прозрачных тарифов, зависящих, в первую очередь, не от автомобиля, а от того, кто им управляет.

Однако некоторые эксперты, и депутаты в том числе, уверены, что реформа нужна исключительно страховым компаниям, а не автолюбителям, потому что в итоге все изменения приведут не к индивидуальному расчету стоимости полиса, а к его удорожанию на 20, или даже вплоть до 50, процентов.

На прошедшей неделе Вячеслав Лысаков, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, даже направил Владимиру Путину письмо с просьбой приостановить реформу ОСАГО.

По его мнению, она может быть возобновлена только после того, как будет усилен контроль за страховыми компаниями.

Мнение Президента пока на этот счет неизвестно…

Хотя сомнительно, что реформу, которая привела в умственное напряжение такое количество ведомств, вдруг возьмут и просто так отменят. Тем более что сами депутаты во время недавних парламентских слушаний, посвященных ОСАГО, как-то заметно против нее и не протестовали.

Автомобили теперь можно регистрировать по электронному ПТС

Не сказать, конечно, чтобы до недавнего времени было так уж много желающих зарегистрировать свой автомобиль не по бумажному документу: по последним данным, в России пока только 14 автомобилей имеют электронный ПТС.

Однако с 7-го октября, когда в силу вступили новые правила регистрации автомобилей, за электронными ПТС, наконец, закрепили официальный статус.

Почему «наконец»? Потому что выдавать электронные автомобильные паспорта (причем не только в России, но и на территории всего ЕАЭС) планировали уже с 1-го июля этого года. Потом, правда, из-за неготовности информационных систем сроки перенесли на 1-е ноября 2019-го года. Но отметили, что для России переход на электронные ПТС все равно начинается — в тестовом режиме.

Впрочем, как видно, за этот тестовый период электронные ПТС удалось «всучить» только 14 владельцам. Что совсем неудивительно: кому нужна неотработанная технология, с которой и ГИБДД не знает, что делать?..

Теперь, как можно полагать, развитие системы начнется по-настоящему и уже через несколько лет вместо бумажных документов окончательно закрепятся электронные. Последние, кстати, отличаются от традиционных тем, что, помимо, технических, производственных, модельных и т.п. характеристик автомобиля, содержат также информацию о наличии полиса ОСАГО, прохождении техосмотра, залоговых ограничениях автомобиля и пр.

То есть с ними и масштабный проект по выявлению должников по ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации запускать не надо…

Новые правила, кстати, также упрощают порядок регистрации автомобилей с замененным двигателем, увеличивают сроки хранения номерных знаков до 360 суток и расширяют перечень документов, подтверждающих факт утилизации транспортного средства.

И напоследок: Роман Старовойт не продержался в Министерстве транспорта и двух недель… Ушел сразу в губернаторы

11-го октября Владимир Путин подписал указ, которым вместо добровольно ушедшего в отставку после 18 лет правления Александра Михайлова назначил «временным губернатором» Курской области Романа Старовойта.

При этом только две недели назад Роман Старовойт вступил на новую должность — заместителя министра транспорта. До того он, выходец из Санкт-Петербурга, в течение шести лет возглавлял Федеральное дорожное агентство.

Кстати, за свою карьеру, как сообщает «Коммерсантъ», Роман Старовойт отличился не только в транспортной или дорожной сфере, но и защитил кандидатскую на тему «Инновационная методика подготовки спортсменов в зимнем полиатлоне».

Надеемся, полученные знания помогут ему на должности губернатора. Вот только интересно: а в ряды «Единой России» Роман Старовойт уже успел вступить?..