Каких перемен требует транспортная инфраструктура арктических регионов?

21 февраля 2018 г.03:00

Транспортная инфраструктура арктических регионов фото

Арктические регионы страны нуждаются в субсидиях на реконструкцию и ремонт посадочных площадок и аэродромов малой авиации, а также в создании концепции развития транспортной системы в Арктике. К таким выводам пришли во вторник, 20-го февраля, руководители арктических регионов, представители федеральных органов власти, исследователи и эксперты в рамках III Международной конференции «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ).

Развитие малой авиации

Как отметила заместитель губернатора Архангельской области, руководитель представительства региона при Правительстве РФ Елена Кутукова, малая авиация в арктических регионах является практически единственным видом транспорта, который можно использовать круглогодично.

«У нас сложилась система перевозок, в которой используются аэродромы и посадочные площадки, большинство из которых находятся в населенных пунктах, где малая авиация является практически единственным круглогодичным видом транспорта. В настоящее время на территории Архангельской области три аэродрома, 20 посадочных площадок, из которых семь — искусственные посадочные полосы, остальные — грунтовые», — рассказала она, пояснив, что осенью и весной грунтовые посадочные полосы нередко размывает дождями и талыми водами.

Основным и самым крупным авиационным узлом, по словам Елены Кутуковой, является аэропорт города Архангельска, пассажиропоток которого по итогам 2017-го года составил 877 тыс. человек. «В настоящее время из аэропорта Архангельска пассажирские перевозки межрегионального сообщения осуществляют восемь компаний и только по четырем направлениям — Санкт-Петербург, Москва, Сыктывкар, Нарьян-Мар, — осуществляются регулярные перевозки, остальные — чартеры», — пояснила постпред региона.

По ее мнению, улучшению транспортной ситуации в Архангельской области, как и в других арктических субъектах страны, послужит принятие двух решений. «Нужно задумываться о воздушном судне, аналогичном Ан-2, которое способно осуществлять перевозки … и посадку на грунтовые полосы, потому что в бюджете регионов нет денег на модернизацию посадочных площадок. … И второе — модернизация и реконструкция аэродромов, которые дают нагрузку на бюджет огромную, и регионы здесь спасет только предоставление субсидий», — считает Елена Кутукова.

Инфраструктура для портов Дальнего Востока

Директор по инвестициям Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Василий Грудев рассказал, что в девяти регионах Дальнего Востока создано 18 территорий опережающего развития, в 21 муниципалитете ДФО действует режим Свободного порта Владивосток. «В этих инструментах находятся конкретные проекты по развитию портовой инфраструктуры, потому что связаны с Северным морским путем. Например, строительство рефрижераторного терминала и терминала по обработке навалочных грузов в Петропавловске-Камчатском, строительство комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов в той же Камчатке и техническое перевооружение морского порта Беринговский», — сказал он.

По словам Василия Грудева, судоходные компании «выражают заинтересованность в создании большего количества поисковых и спасательных станций, потому что сейчас они находятся в трех портах», а также в создании судоремонтных заводов на пути следования судов, системы морского прогнозирования.

Также предприниматели отмечают необходимость создания международного стандарта безопасности при навигации в полярных морях и обучении членов иностранных команд особенностям навигации на Северном морском пути. При этом все иностранные компании хотят и готовы вкладывать деньги в развитие портовой инфраструктуры регионов Дальневосточного федерального округа, подчеркнул Василий Грудев.

Комплексное решение

Поиском комплексного решения существующих в арктических регионах транспортных проблем сегодня занимаются не только регионы и институты развития, но и федеральные ведомства.

«У нас в разработке находится проект концепции комплексного развития транспортной системы в Арктике, с учетом всех видов транспорта. Мы такой документ несколько раз уже перерабатывали, он непростой, и много аспектов нужно учесть, нужно избежать большой финансовой нагрузки, но тем не менее необходимо создать как раз взаимодействие между всеми видами транспорта, создать условия, чтобы они развивались сбалансированно», — сказал директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Виталий Клюев.

По его словам, работа над документом осложняется тем, что необходимо не только постараться сохранить экологическое равновесие арктических территорий, но и учесть такие факторы, как низкие температуры и международная реакция на любые действия в Арктике.