Итоги коронавирусного года: «Глобального снижения в отрасли мы не наблюдаем…»

20 января 2021 г.09:59

Итоги коронавирусного года: «Глобального снижения в отрасли мы не наблюдаем…»

ural56.ru

Если подводить итоги прошедшего года, то, естественно, главным, основополагающим, определяющим для всех без исключения отраслей экономики «событием» (если таким словом можно назвать то, что еще и не думает заканчиваться) стала пандемия коронавируса. И хотя автомобильные грузоперевозки в числе немногих других отраслей не прекращали свою деятельность, весной, когда вынужденно стали закрываться предприятия как в Европе, так и в России, казалось, что перевозчикам этот факт официального разрешения работать мало поможет и серьезное падение объемов неминуемо.

О том, как в конечном итоге коронавирус сказался на отрасли, мы поговорили с директором по транспортным операциям FM Logistic Маргаритой Табуновой.

— Весной, в начале пандемии, некоторые эксперты прогнозировали чуть ли не двукратное падение объемов в автомобильных грузоперевозках. Потом, можно сказать, шок прошел — и компании приспособились к новым условиям работы. По вашим расчетам, насколько значительным на самом деле стало снижение оборотов?

— Если говорить о внутрироссийских перевозках FM Logistic, то на транспортном бизнесе нашей компании «коронавирусный» кризис никак не сказался. Более того, в 2020-м году наши показатели, наоборот, увеличились.

Это произошло как за счет действующих клиентов, так и благодаря привлечению новых.

При этом стоит уточнить, что мы в большей степени работаем с компаниями из сегмента FMCG: продукты питания и товары первой необходимости, которые продолжают пользоваться спросом у населения. Соответственно, предпосылок к снижению количества перевозок нет.

Однако мы и в целом не наблюдаем существенного уменьшения грузоперевозок или избытка транспортных средств, баланс в отрасли создается сам собой.

В некоторых сегментах действительно произошло снижение: летом, когда торговые центры были закрыты, пострадал fashion-сегмент. Но одновременно из-за того, что люди не могли поехать в отпуска, значительно выросли объемы доставок продуктов питания в торговые сети.

По нашим оценкам, крупные ритейлеры подросли именно за счет того, что люди остались в стране или проводили больше времени дома, стали реже посещать рестораны, предпочитая покупать продукты в магазинах.

Таким образом, под влиянием коронавируса происходило переключение транспортных потоков, но глобального снижения в отрасли мы не наблюдаем.

— Если сравнивать ситуацию во время первой и второй волн пандемии. Можно ли сказать, что ко второй волне отрасль оказалась более подготовленной, и в чем это проявилось?

— Первая волна и полный карантин оказались неожиданными для населения: на рынке наблюдался ажиотаж, люди активно скупали товары первой необходимости и недорогие продукты питания с большим сроком хранения.

В итоге, в марте мы даже зафиксировали пик грузоперевозок с начала 2020-го года.

Однако на тот момент на рынке действительно отмечался дефицит автомобилей и некоторая спекуляция.

В мае ажиотаж спал, потребители удовлетворили свой спрос и покупали товары в стандартном для них режиме. Таким образом, ко второй волне все были уже готовы.

Для нас она стала подготовкой к традиционному предновогоднему сезону, который сопровождается увеличением транспортировок на 20-30%.

— Пришлось ли вам из-за пандемии корректировать планы компании?

— В 2020-м году мы осуществляли деятельность компании в рамках утвержденной стратегии: корректировок ни в планы, ни в бюджет, ни в инвестиции не вносили. У нас также не было сокращения персонала.

Единственное, что подверглось изменению, — формат работы: мы ввели графики, а часть сотрудников перевели на удаленный режим.

— А при составлении планов на этот год учитывали ли вы ситуацию с коронавирусом и каким образом?

— Мы считаем, что рынок достаточно емкий, и данное обстоятельство позволяет нам продолжать наращивать показатели. Поэтому корректировки в стратегию развития компании мы не вносили.

— Правительство включило автомобильные грузоперевозки в перечень пострадавших отраслей. Получила ли ваша компания доступ к мерам поддержки?

— В список системообразующих предприятий транспортное подразделение FM Logistic не попало. Стоит отметить, что внутрироссийские перевозки показали положительные результаты, поэтому меры господдержки нам и не потребовались.

— По итогам года рынок грузовых автомобилей сократился на 7%, хотя, опять-таки, в свое время, весной, эксперты предрекали падение чуть ли не на 40-60%. Удалось ли вам в прошлом году обновить или расширить свой автопарк?

— У нас, в принципе, не было масштабных планов по расширению автопарка. Мы собирались приобрести несколько транспортных единиц техники — и в декабре мы их купили.

— А если говорить о небольших компаниях… На ваш взгляд, как они чувствовали себя в прошлом году? Ведь в последнее время и без коронакризиса ощущалась тенденция к укрупнению рынка.

— В прошедшем году эта тенденция продолжилась. Маленьким компаниям и ИП действительно все сложнее выживать, особенно в условиях коронавируса. Растет конкуренция, ужесточаются сроки оплаты от клиентов…

Как следствие, в перспективе крупные компании будут продолжать расти, а небольшие, к сожалению, будут вынуждены объединяться, образовывая более масштабные предприятия, или продавать свой транспортный парк.

Небольшие игроки рынка будут переходить в управление под крупные компании, которые могут выдержать конкуренцию, жесткие условия работы с производителями в плане отсрочки платежей и т.п.