Главное за неделю: Счетная Палата, наконец, признала, что с нового года топливо может резко подорожать

22 октября 2018 г.17:44

С нового года топливо может резко подорожать и другие новости недели

Правительство, правда, ее опасений не разделяет, продолжая настаивать, что «стабильность» на топливном рынке в любом случае сохранится.

Из важных новостей также отметим очередные рекорды регистрации в системе «Платон», замедление роста грузооборота и предложение в десять раз увеличить штрафы за ввоз «санкционки».

Счетная Палата прогнозирует резкий рост цен на топливо в следующем году

И пока в верхах власти это, кажется, единственное ведомство, которое позволило себе трезво оценить ситуацию, не занимаясь по примеру Минэкономразвития, Минфина, Минэнерго и пр. успокоением масс.

В принципе, не нужно быть Счетной Палатой и не нужно быть экономистом, чтобы понять: если с 1-го января увеличиваются основные налоговые составляющие стоимости топлива, то розничная цена на него никак не может оставаться неизменной.

Ну, можно, конечно, придраться к слову «резкий», однако какая по большому счету разница: подорожает бензин процентов на 10 в течение первого новогоднего дня или в течение первого новогоднего месяца?..

Напомним: с 1-го января 2019-го года, во-первых, до 20% увеличивается НДС, а во-вторых, что еще глобальнее, в 1,5 вырастают акцизы: с 8 213 до 12 314 рублей за тонну на бензин пятого класса и с 5 665 до 8 541 рубля за тонну — на дизельное топливо.

Правительство, правда, уверяет, что оно предприняло все необходимые меры, чтобы ситуация на АЗС оставалась стабильной. А именно: пообещало нефтяным компаниям компенсировать разницу между экспортной и внутренней ценой и установило обязательную квоту по поставкам нефти на нефтеперерабатывающие заводы и нефтепродуктов — на биржу.

Вот только оно, видимо, забыло, что ситуация на АЗС и сейчас далека от стабильности: в условиях действующей «заморозки» розничных цен и роста оптовых (как сообщает «Комерсантъ», с 1-го августа оптовые цены на АИ-92 и АИ-95 уже выросли на 13,5% и 21% соответственно) независимые игроки работают либо с минимальной маржой, либо уже вообще с нулевой доходностью.

Если им не помочь (а им как-то помогать не очень стремятся), то рано или поздно случится что-то из двух: они или обанкротятся, или самовольно установят реальную, а не «замороженную» цену. Подорожание топлива, впрочем, гарантировано при любом из вариантов.

Справедливости ради, есть небольшая надежда на декабрь, когда Правительство должно встретиться с нефтяными компаниями и обсудить с ними вопрос топливных акцизов. Глава «Лукойла» даже обещает призвать к их неповышению. Однако сомнительно, что призыв будет услышан в условиях, когда преимущественно акцизы обеспечивают региональные дорожные фонды.

Кстати, а в это время в Иркутской области, как следует из сообщения губернатора региона Сергея Левченко, за неделю с 8-го по 14-е октября литр АИ-92 подорожал на 2 рубля, литр АИ-95 и АИ-98 — на 3 рубля, литр летнего дизельного топлива — на 2,5 рубля, а литр зимнего достиг 51,3 рубля.

Или 3 рубля за неделю — это все-таки не «резкий скачок»?..

«Платон» продолжает собирать новых пользователей, а Ространснадзор — штрафы

На прошедшей неделе оператор «Платона» «РТ-Инвест Транспортные Системы» опубликовал очередной месячный отчет, где снова значатся рекордные показатели: плюс 11,5 тыс. новых пользователей в противовес 9,5 тыс. в июле-августе и 11 тыс. в августе-сентябре.

Количество присоединившихся к системе большегрузов, правда, чуть-чуть до рекорда не дотянуло — «всего» 19 тыс. автомобилей. Лучший же пока результат, в 20 тыс. транспортных средств, был показан в июне-июле.

Причины таких рекордов, естественно, хорошо известны — усиление контроля за неплательщиками.

Оно, кстати, проявляется и в сумме штрафов. Начиная с 8-го июля, когда функции по «поимке» нарушителей перешли к Ространснадзору, взыскано уже более 2,3 млрд. рублей (для сравнения: плюс-минус 2 млрд. рублей — это как раз таки ежемесячные сборы в системе).

Если так все и будет продолжаться (а так все и будет продолжаться), скоро «Платон» сделает то, для чего его подспудно и внедряли, — охватит всех грузоперевозчиков с машинами от 12 тонн, включая и тех, кто долгое время предпочитал отсиживаться в «тени» (уже сейчас 60-70% новых пользователей — это физические лица).

А потом, в принципе, можно и на 5-тонники переключаться

Штрафы за ввоз санкционных товаров хотят увеличить в 10 раз

Такое предложение внесло Министерство сельского хозяйства. Однако, судя по пояснительной записке к подготовленному законопроекту, оно также поддержано Россельхознадзором и ФТС.

Если сейчас штрафы за ввоз карантинной продукции (ст. 10.2 КоАП) составляют для граждан — 300-500 рублей, для должностных лиц — 500-1 000 рублей, для юридических — 5 000-10 000, то в случае принятия документа они увеличатся до 3 000-5 000 рублей, 5 000-10 000 рублей и 50 000-100 000 рублей соответственно.

Аналогичное ужесточение ожидается еще по тринадцати статьям Кодекса об административных правонарушениях.

В настоящий момент, напомним, для предотвращения ввоза в нашу страну санкционки в приграничных районах и на территории 25 регионов работают мобильные таможенные службы. Они имеют право без участия ГИБДД останавливать для досмотра грузовые автомобили от 3,5 тонн. Не так давно, в июне, за неподчинение требованию остановиться ввели штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Однако Минсельхоз, а вместе с ним и другие ведомства, считает, что таких «мягких» мер, особенно в условиях открытых границ ЕАЭС, недостаточно: на российский рынок продолжают «просачиваться» белорусские креветки и выращенные в Беларуси ананасы.

Публичное обсуждение законопроекта продлится до 13-го ноября, оно открыто для всех, желающих оставить свое мнение.

Ввод новых тарифов ОСАГО снова переносится. На этот раз — на январь 2019-го года

По крайней мере, заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин в интервью ТАСС признался, что указание об изменении тарифов еще не отправлено в Министерство юстиции. По его словам, это, скорее всего, будет сделано до конца года с тем, чтобы уже с нового года измененные нормы, наконец-то, заработали.

Напомним: изначально планировалось, что новые тарифы ОСАГО вступят в силу летом этого года. Затем их ввод перенесли на ноябрь. Сейчас уже, повторимся, говорят про январь 2019-го года.

Изменения предполагают: расширение тарифного коридора на 20% от верхней и нижней границ, закрепление за водителем единого годового значения коэффициента бонус-малус (зависит от показателей аварийности) и установление более детальной градации коэффициента стажа и возраста водителя.

И еще про ОСАГО: Министерство финансов предлагает выплачивать компенсации и в том случае, если виновник ДТП не застрахован

Такие выплаты, как рассчитывает Минфин, будут производиться из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков, который пополняется непосредственно самими страховыми компаниями (3% от взносов по ОСАГО) и на данный момент составляет около 13 млрд. рублей.

Страховщики, естественно, предложение Минфина не поддерживают. Во-первых, им совсем не хочется «распечатывать» свою «заначку», средства которой сейчас идут на покрытие долгов компаний-банкротов и компенсационные выплаты в тех случаях, когда в ДТП есть пострадавшие, а его виновник скрылся с места происшествия.

А во-вторых, они считают, что «благодаря» предложению Минфина (несмотря даже на обязательность законодательства) исчезнет стимул к страхованию автогражданской ответственности.

В свою очередь, для простых пользователей предложение Минфина чревато увеличением стоимости полиса ОСАГО. Как-никак, чтобы производить компенсационные выплаты, страховщикам придется увеличить отчисления в компенсационный фонд. А за чей счет, как вы думаете, они это сделают?..

И напоследок: грузооборот транспорта продолжает расти, но медленнее

На прошедшей неделе Росстат опубликовал отчет по грузообороту транспорта за девять месяцев этого года.

Так, за январь-сентябрь этого года (по сравнению с аналогичным периодом 2017-го года) грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 2,9%.

Предыдущие месяцы, правда, демонстрировали чуть лучшие показатели: +3,2% за шесть месяцев, +3% за семь месяцев и те же +3% — за восемь.

Спад, конечно, совсем небольшой, чтобы бить тревогу. Тем более что некоторые обстоятельства (как, например, «открытие» с 1-го января 2019-го года автомобильного сообщения с Китаем) «намекают», что резервы для роста еще отнюдь не исчерпаны.