Главное за неделю: оператор «Платона» хвалится рекордами регистрации перевозчиков и берется за очередной государственный «проект»

24 сентября 2018 г.16:49

Оператор «Платона» берется за очередной государственный «проект»

platon.ru

С 20-го сентября пробные грузы между Казахстаном и Россией пошли под бдительным наблюдением — под электронными навигационными пломбами. До того стало известно, что в течение месяца в системе «Платон» зарегистрировалось рекордное количество перевозчиков. Оператором обеих систем, к слову, является одна и та же компания — «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Еще из важных новостей недели — отчет Росстата, свидетельствующий о стабильном росте грузооборота, и начало сезона осенних ограничений.

«Платон» + электронные навигационные пломбы, весогабаритный контроль — в уме: оператор «Платона» «разрастается» государственными проектами

20-го сентября Федеральная таможенная служба запустила пилотный проект по опечатыванию грузов, «кочующих» между Россией и Казахстаном, электронными навигационными пломбами.

Контролировать передвижение грузовых автомобилей будут по пяти маршрутам (здесь — подробнее, по каким именно). Участвовать согласились такие компании, как «Траско», «Дженти», «Адженс» и розничная сеть «Магнит».

Пока участие в проекте — добровольное, а «выдача» электронных пломб — бесплатная. В последующем, не исключено, использование электронных пломб станет тем, без чего грузовой автомобиль, в принципе, не сможет перевозить грузы.

Правда, пока не очень понятно, в каких масштабах система мониторинга будет реализовываться и на кого будет распространяться. Внутри ЕАЭС и для перевозчиков ЕАЭС либо для всех, кто транзитом идет через страны, входящие в ЕАЭС?

Потому что сейчас, напомним, в Государственной Думе находится законопроект, который в случае своего принятия должен обязать всех, кто проходит транзитом через Россию на автомобильном или железнодорожном транспорте, опечатывать везомые грузы электронными пломбами.

Пломбы будут «выдавать» при въезде в страну и «забирать» — на выезде из нее. За их наложение, снятие, использование и пр. взимать плату будут с кого-то из троих: либо с перевозчика, либо с грузоотправителя, либо с грузополучателя.

Впрочем, пока система только тестируется, а законопроект «отлеживается» в «закромах» у депутатов, обратим внимание на другое.

На то, что оператором глобальной системы отслеживания назначена компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Она же (больше, чем вероятно) останется им и тогда, когда система заработает в обязательном порядке на платной основе. Она же, напомним, является уже оператором «Платона».

Справедливости ради, назначение «РТ-Инвест Транспортные Системы» выглядит вполне логичным: для отслеживания перемещения грузов используется контрольная и ИТ-инфраструктура системы «Платон» (и это тоже весьма логично: использовать уже имеющуюся инфраструктуру дешевле, чем создавать новую). Плюс, сами передовые запорные устройства, как сообщалось ранее, разработаны именно этой компанией.

Вот только вопрос: не много ли важных государственных проектов замыкается на одной компании? Тем более что в июле стало известно: «РТ-Инвест Транспортные Системы» подала заявку и на создание федеральной системы автоматизированного весогабаритного контроля.

Напомним (если, конечно, об этом стоит напоминать), что к концу 2021-го года на федеральных трассах должно быть установлено 400 «рамок», на ходу грузового автомобиля считывающих его массу и параметры и выписывающих штрафы за их превышение.

Сейчас таковых автоматических пунктов, к слову, числится только 25.

Впрочем, и здесь привлечение оператора «Платона» выглядит уместным: при интеграции весовых «рамок» с уже имеющимися рамками «Платона» затраты составят порядка 30 млрд. рублей (с реконструкцией дорожного полотна — 70 млрд. рублей), без интеграции — на пару десятков миллиардов рублей больше.

Заметим также, что перспективы систем федеральными трассами не исчерпываются: и весогабаритный контроль, и «Платон» планируют со временем распространить на региональные дороги.

И добавим: мы ничего не «разжигаем» — просто констатируем.

«Отконстатируем» и другое: действия правительства по ужесточению контроля в системе «Платон» нельзя не назвать успешными

Оператор «Платона» опубликовал отчет о результатах регистрации в системе за период с 15-го августа по 14-е сентября. И этот отчет уже третий месяц подряд «кричит» о рекордах.

Если верить ему, то за месяц к системе добровольно-принудительно присоединилось столько перевозчиков (а именно — почти 11 тысяч), сколько не присоединялось с 15-го ноября 2015-го года — аккурат с момента ее запуска.

А верить отчету можно. Потому что и сами перевозчики подтверждают, что контроль за теми, чьи большегрузы бесплатно ездят по федеральным трассам, действительно ужесточился. Штрафы стали находить даже тех, кто в системе до сего времени вообще не числился.

По данным Ространснадзора, к которому с 8-го июля этого года перешли полномочия по поимке неплательщиков, только за пять первых недель усиленной работы сумма штрафов превысила 300 млн. рублей.

Ежемесячный прирост сборов, кстати сказать, от суммы штрафов значительно отстает. Так, с 15-го июля по 14-е августа в фонд «Платона» поступило лишь на 27 млн. рублей больше того, что поступало в период неужесточенного контроля, с 15-го августа по 14-е сентября — уже на 61 млн. рублей больше.

Впрочем, правительство своего в любом случае добивается: и перевозчики активно выходят «из тени», и отсутствие индексации тарифа компенсируется если не сборами, то хотя бы штрафами. Глядишь, к концу года системе все-таки удастся собрать заветные 23 млрд., а не вынужденно уменьшенные 20 млрд. рублей.

Напомним: в первый месяц после ужесточения контроля к «Платону» добавилось рекордное количество грузовых машин, во второй — рекордное количество перевозчиков. Большая часть из них, что примечательно, физические лица.

А грузооборот при этом растет. И отрасль продолжает выходить из «санкционной» стагнации

Росстат на прошедшей неделе опубликовал свой отчет, который свидетельствует о том, что грузооборот по сравнению с прошлым годом продолжает стабильно расти. За восемь месяцев рост составил 3%. Те же самые 3% прибавил по грузообороту и автомобильный транспорт.

Основными «пособниками» роста можно, наверное, назвать развитие торговых сетей и электронной коммерции, а также переориентацию на новые рынки.

В то время как объем грузовых перевозок между Россией и ЕС в результате обмена санкциями резко упал и сейчас показывает весьма незначительный, 1-процентный, прирост, транспортные отношения с Китаем пока (тьфу-тьфу-тьфу) только улучшаются. Так, по данным агентства M.A. Research, с 2012-го года доля автотранспорта в российско-китайских грузоперевозках увеличилась почти в 2 раза — с 4,7% до 8,3%.

А потому очень даже можно предполагать, что с открытием с 1-го января следующего года автомобильных границ между Китаем и Россией у отрасли появится еще один «стимул» к развитию.

Теперь о региональном: начинается сезон осенних ограничений

Он, конечно, не настолько масштабен, как весенний, но знать о нем все равно надо. Особенно тем, кто курсирует по северо-западным (хотя и не только) регионам России.

Осенние ограничения на движение грузовых автомобилей, напомним, вводятся не повсеместно и затрагивают главным образом гравийные, грунтовые дороги и дороги с переходным типом покрытия. То есть те дороги, которые легко размываются в результате обилия осенних дождей и по которым, если по ним в таком их состоянии проедет «добротный» грузовой автомобиль, легковой уже потом вряд ли проедет.

Так, если верить Распоряжению Министерства транспорта Пермского края, в регионе осенние ограничения начались уже 17-го сентября (продлятся они до 16-го октября) и охватили 15 участков дорог (см. Приложение №3 к Распоряжению). По ним в течение месяца не могут передвигаться грузовые автомобили, осевая нагрузка которых превышает 5 тонн при одиночной оси, 4 тонны — при сдвоенных осях, 3 тонны — при строенных и сближенных.

Если, опять-таки, верить Приказу соответствующего ведомства уже Удмуртии, то в республике осенние ограничения вступили в силу с 15-го сентября и будут действовать по 14-е октября. Они распространяются на дороги IV и V технической категории (или вовсе без нее) с гравийным и переходным типом покрытия и делают невозможным проезд по ним грузовых автомобилей массой свыше 6 тонн.

При этом, правда, сделаем оговорку: распоряжения и приказы о введении в регионах осенних ограничений есть, а официального предупреждения на официальных ресурсах — нет.

Кстати, на очереди по «закрытию» слабых, страдающих от распутицы дорог — Архангельская область и Ненецкий автономный округ (о сроках мы обязательно сообщим отдельно). Ввести осенние ограничения (по крайней мере, их введение предусмотрено официальными документами) могут также в Республике Коми, в Карелии, в Хабаровском крае, в Вологодской, Калининградской, Тверской и Костромской областях.

И напоследок о международном: уже 33 страны повысили предел гарантий по книжке МДП до 100 тыс. евро

33-й страной стала Латвия. Россия, естественно, которая в последние несколько лет, в принципе, несколько «настороженно» относится к транзиту по системе МДП, в их число не входит. У нас предел гарантий остается прежним — в размере 60 тыс. евро.

Пользуясь случаем, напомним, что сейчас работать с книжками МДП могут только 48 автомобильных пограничных пунктов пропуска из 147. Правда, с 7-го октября к ним прибавятся еще два на российско-китайской границе — МАПП «Забайкальск» и МАПП «Пограничный».

К слову сказать, Китай к тем 33 странам, где предел гарантий составляет 100 тыс. евро, тоже относится. Видимо, он-то как раз в развитии своих автомобильных грузоперевозок на международном рынке заинтересован…