Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

ГИБДД предлагает регистрировать автомобили исключительно по региону регистрации владельца

21 января 2019 г.16:30

ГИБДД предлагает регистрировать автомобили исключительно по региону регистрации владельца

Алексей Куденко/РИА «Новости»

ГИБДД намерена вернуться к практике, когда автомобили в обязательном порядке имели номер с кодом того региона, где зарегистрирован собственник машины. Поставить на учет машину с «неместным» номером будет невозможно: такое нововведение содержит проект новых правил регистрации транспортных средств. Ограничение, как отмечают в МВД, понадобилось для «прогнозирования развития регионов и состояния дорожно-транспортной дисциплины».

21-го января на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов заканчивается общественное обсуждение проекта Постановления Правительства РФ, устанавливающего новые правила регистрации автомобилей. Это один из документов, который вступит в силу вместе с законом «О государственной регистрации транспортных средств» с 4-го августа 2019-го года.

Нововведение заключается в том, что при постановке автомобиля на учет в подразделении ГИБДД можно будет получить номер только того региона, где зарегистрирован автовладелец.

Напомним: по действующим с 2013-го года правилам после покупки автомобиля, например, в Рязанской области москвич, поставив ее на учет, может использовать номер, оставшийся от прежнего владельца (то есть с кодом региона 62). Новые правила такую возможность исключают: автовладелец со столичной регистрацией должен будет получить московский номер. Правило это будет соблюдаться независимо от того, где автомобиль регистрируют.

В пояснительной записке к проекту не объясняется цель подобного ограничения. «Изменения продиктованы необходимостью учета, возможностью анализа и прогнозирования развития регионов, состояния дорожно-транспортной дисциплины и законности,— пояснили «Коммерсанту» в МВД. — При разработке учитывался мировой опыт, а также принимались во внимание обращения граждан».

Для автовладельцев ничего не изменится: транспортный налог они все равно платят по месту регистрации транспортного средства, считает первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Автомобиль с «неместными» номерами, как правило, наоборот, привлекает усиленное внимание инспекторов: к «приезжим» больше придираются, говорит он. «Рост регионального автопарка будет проще отследить», — добавляет депутат.

Однако президент Московской коллегии правозащиты автовладельцев Виктор Травин считает, что инспекторы сегодня редко обращают внимание на код региона. По его мнению, реформа готовится для «передела рынка».

Напомним: МВД закупает номера для региональных управлений ГИБДД централизованно, тратя на это несколько миллиардов рублей. Тендеры выигрывают крупные производители спецпродукции — ООО «Знак», ООО «Буборг», АО «Концерн знак». Но с 4-го августа 2019-го года, с момента вступления в силу закона о регистрации транспортных средств, госзакупки прекратятся. Подразделения будут документально назначать автовладельцам только комбинацию цифр и букв госномера, а сами знаки граждане будут печатать в аккредитованных частных компаниях.

Возможность регистрировать автомобиль с номерами любого региона вводилась для удобства граждан, пояснил «Коммерсанту» Борис Ионов, возглавлявший направление регистрации в ГИБДД России в 2007-2014 годах. «В России продается огромное количество недорогих авто, для их владельцев лишние несколько тысяч рублей играют роль, — пояснил он. — Поэтому и была введена возможность не платить госпошлину 2 тыс. рублей за номер, если гражданин хочет оставить госзнак прежнего владельца. Теперь есть риск, что положение этих граждан ухудшится при покупке автомобилей из других регионов».

До 2013-го года в некоторых регионах существовала проблема предвзятого отношения инспекторов к приезжим водителям, рассказал «Коммерсанту» другой эксперт в области регистрации автомобилей, пожелавший не называть себя. «Действовал, по сути, принцип «свой-чужой»: приезжие машины проверяли чаще, что создавало дополнительную коррупционную составляющую, — говорит собеседник «Коммерсанта». — Проблему удалось решить, когда код перестали привязывать к месту регистрации. Теперь есть риск, что проблема вернется».