Еще одна «гениальная» идея: автошколы предлагают проверять у водителей знание теории каждые 10 лет

22 декабря 2018 г.01:04

Автошколы предлагают проверять у водителей знание теории каждые 10 лет

Во время прошедшего в Москве IV Конгресса автошкол России директор ярославской автошколы «Ярфина» Сергей Калмыков предложил каждые 10 лет, при замене водительского удостоверения, проверять водителей на знание ПДД. В ГИБДД, правда, идею поддерживают лишь частично, а в Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству выступают категорически против ее реализации.

По мнению директора ярославской автошколы, теоретическая переэкзаменовка водителей необходима в связи с частыми обновлениями ПДД: из-за незнания измененных правил водители (особенно те, которые получили водительское удостоверение несколько десятилетий назад) могут создавать аварийные ситуации. С введением же обязательного экзамена при замене водительского удостоверения (раз в 10 лет) уровень подготовки водителей и, соответственно, безопасности дорожного движения значительно повысится.

В ГИБДД эту идею восприняли с осторожностью. Глава ГИБДД Михаил Черников назвал ее «хорошей инициативой», однако отметил, что ее реализацию следует тщательно продумать. Одно из предложений ведомства — сделать экзамен по «теории» добровольным: тот, кто согласится его пройти и покажет отличное знание ПДД, сможет, например, как «подсказал» глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов, рассчитывать на скидку при страховании «автогражданской» ответственности. Александр Ачкасов также уточнил, что если водитель не сдаст экзамен, то он не лишится водительских прав, однако информацию о его «провале» тоже можно передавать страховщикам.

Напомним: на прошедшем в апреле III Конгрессе автошкол также звучала идея о введении теоретического экзамена при замене водительского удостоверения каждые 10 лет. Тогда МВД устами главы ГИБДД Михаила Черникова ее не поддержало. Михаил Черников подчеркнул, что такое не практикуется ни в одной стране мира и может применяться, как и сейчас, только в исключительных случаях — для злостных нарушителей.

В то же время в Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству выступили категорически против введения экзамена. Так, член Комитета Владимир Афонский подметил, что ПДД меняются несколько раз в год. «Следуя такой логике, экзамен придется сдавать после каждого изменения. ... Это уже излишне», — подчеркнул он.

Единственный вариант переэкзаменовки, который поддерживает депутат, — введение обязательной сдачи «теории» для водителей, которые систематически грубо нарушают ПДД. «Если несознательный водитель «провалится» на экзамене и его не допустят к управлению машиной, то это будет справедливо», — считает Владимир Афонский.

Сейчас, отметим, допускается переэкзаменовка водителей, однако решение о ее проведении принимает суд и только в случае, если водитель был лишен прав из-за вождения в нетрезвом виде, превышения скорости более чем на 60 км/ч, выезда на «встречку» и т.п.

При этом в России ПДД действительно обновляются довольно часто. Так, только за одну неделю с 8-го по 14-е декабря они изменились дважды. С 8-го декабря был отменен знак «Шипы», введена возможность оформлять ДТП по Европротоколу с помощью мобильного предложения и закреплена обязанность иметь при себе распечатанный электронный полис ОСАГО. С 14-го декабря в Правилах появилось понятие «велосипедная зона», знак, обозначающий «стоянку транспортных средств дипломатического корпуса», и знак 7.14.1 «Пункт таможенного контроля», обозначающий то место, где сотрудники таможенных органов могут досматривать грузовые автомобили массой свыше 3,5 тонн.

Вместе с тем Правила, непосредственно влияющие на безопасность дорожного движения (порядок проезда перекрестков и т.п.), изменяются далеко не с такой частотой.

Недавно, напомним, МВД выступило против частого изменения ПДД. Сообщалось, будто ведомство даже вводит мораторий на «корректировку» Правил, однако потом оказалось, что СМИ неправильно поняли представителя министерства, а министерство и само готовит очередные обновления.

Во время Конгресса представители ГИБДД тоже поделились своими планами по изменению порядка обучения и допуска водителей на дороги. Среди них — перевод медицинских справок в электронный вид (Министерство здравоохранения готово предоставлять данные в электронном виде уже в следующем году), обязательная замена для иностранцев водительского удостоверения на российское со сдачей экзамена, объединение «площадки» и «города» при сдаче практического экзамена.

Отметим, что Министерство транспорта также пытается «протолкнуть» свою идею по обучению водителей: а именно — сделать его раздельным для любителей и профессионалов. Те, кто претендуют на водительские удостоверения специальной категории (C, D и E), должны будут проходить углубленный курс, после сдачи которого получать «отметку о профпригодности». Без нее водителя не смогут взять на работу, а обновлять ее (то есть пересдавать экзамены) он будет обязан каждые пять лет.

Однако Министерство экономического развития этот законопроект пока не приняло, вынеся по нему отрицательное заключение, и отправило его на доработку.