Электронный транзит провоцирует заторы на границе

13 декабря 2017 г.14:55

Прошлая неделя на финской границе выдалась тяжелой: время в очереди для грузовых транспортных средств достигало суток. Эта неделя началась для перевозчиков более удачно, однако фактор, создавший на границе затор, никуда не делся — Федеральная таможенная служба приучает перевозчиков к процедуре электронного декларирования таможенного транзита, и делает это не сказать, что любовно.

1-го декабря был внедрен риск на бумажное оформление таможенного транзита, мера минимизации — стопроцентный досмотр. В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков рассказали, что незадолго до этого на постах — например, в МАПП Брусничное — появились распечатанные объявления, гласящие: «С 1-го декабря въезд на территорию России будет осуществляться только по электронному декларированию».

По словам заместителя руководителя филиала АСМАП на Северо-Западе Константина Шаршакова, оформление бумажного транзита с применением книжки МДП допускается. Но при отсутствии книжки перевозчики буквально вынуждены оформлять электронную декларацию.

«Если машина приходит без электронной декларации, то ее либо просто разворачивают, либо отправляют к посредникам, которые сформируют электронную декларацию.

ФТС заявляет, что на ее сайте можно сформировать доступ в «Личный кабинет» и через этот «Личный кабинет» оформить электронную декларацию. Но сперва нужно получить электронно-цифровую подпись, а для ее формирования надо создать архив, куда вносится ИНН, госномера машины, фамилии водителей и т.д. Заполнение архива занимает практически час.

Даже у посредников на формирование электронной декларации уходит час. Значит, вся очередь замерла, пока этот не отойдет с оформления. Да, их там три сидит в «Ростэке», но все равно это дополнительная задержка», — объясняет представитель АСМАП.

При этом воспользоваться ЭЦП могут только резиденты России, значит, иностранным перевозчикам не остается никакой другой опции, кроме как обращаться к посредникам.

«Со всей этой историей сразу появилась куча посредников, предлагающих услуги по формированию электронных транзитных деклараций. Мне назвали семь. Причем если формирование декларации производится под ЭЦП перевозчика, то на 1-е декабря стоимость начиналась от 3 тыс. рублей. Если под ЭЦП компании-посредника, то от 7 тыс. Сейчас получилось так, что их конкуренция между собой снизила начальную цену до 1,5 тыс. рублей», — говорит Константин Шаршаков.

Между тем, например, при въезде в Финляндию российские перевозчики могут самостоятельно подавать требующуюся предварительную информацию, не прибегая к помощи сторонних компаний.

«У финнов каждый перевозчик получал EORI. Но все делалось постепенно, проводили обучение, консультации, с перевозчиками и грузовладельцами были встречи. Наша таможня провела встречу только с грузовладельцами, а с перевозчиками не было подготовительной работы», — отмечает представитель АСМАП.

Вместе с тем он поясняет, что ассоциация нисколько не против внедрения передовых технологий, однако методы, какими они навязываются, вызывают вопросы.

«Все меры должны способствовать ускорению прохождения границы. И так ведь и заявлено, что в этом цель электронного декларирования процедуры транзита, что идти будем вплоть до автоматического выпуска. А фактически получается, что с 4-го декабря машины пропускают только с электронным декларированием. Доходит до того, что без электронной декларации инспектора просто не принимают документы. Такая установка. Было несколько случаев, когда перевозчики возвращались на территорию Финляндии и там оформляли документы, а потом снова въезжали обратно.

В Выборгской таможне с пониманием относятся к тому, что мы говорим, объясняем проблему. Но понятно, что установка дана сверху, а они выполняют свою работу — куда деваться?» — говорит Константин Шаршаков.

Комплексной программой развития ФТС до 2020-го года устанавливается показатель доли транзитных деклараций, оформленных российскими лицами в электронной форме в отношении товаров, следующих по территории Российской Федерации между таможенными органами Российской Федерации. В 2016-м году их часть составляла 11%, на 2017-й год плановый показатель установлен на отметке 45%, на следующий — 65%.

«Законодательно нигде не предусмотрено, что электронное оформление в обязательном порядке. Это право перевозчика — выбирать между бумажным и электронным носителем, — продолжает представитель АСМАП. — Вариант с бумажным оформлением остался только на случай, если перевозчик приходит на границу с книжкой МДП. Книжка МДП не вписана в схему электронного декларирования транзита. Электронная книжка МДП появится в лучшем случае через полгода — это длительный процесс, пока все страны договорятся. Сейчас по карнетам у нас ездят только 25-30% перевозчиков. Всех остальных отправляют за электронной декларацией.

Ко всему прочему перевозчики рассказывают, что сайт ФТС очень часто зависает, информация не проходит, сбрасывается. Был пример, что накануне, до прихода машины на границу, сформировали электронную декларацию, отправили, а когда на следующий день машина пришла на границу, оказалось, что электронная декларация не дошла до поста. Пришлось идти к посреднику, который тут же на границе сидит, и он повторно начал все это набивать. Зачем нужно усложнять?

Тот программный продукт, который установлен у инспекторов, он претерпел некие изменения относительно предыдущей технологии, и он тоже зависает. Сформировал документ, отправляет на согласование, и от 10 до 30 минут он висит, ожидает ответа.

Мы не против современных технологий, но чтобы они не создавали препятствий и бедствий для тех же самых водителей. Людей жалко».

ПроВЭД