Эксперты назвали пути снижения издержек на транспортную безопасность

24 сентября 2018 г.18:47

Министерство транспорта РФ

Проблемы транспортной безопасности и оптимизации законодательства обсудили в Калининграде участники VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму - 2018». Эксперты, как сообщает ТАСС, высказали предложения по сокращению издержек и обсудили новации в законодательстве.

«Не должно быть избыточности норм. В борьбе, порой, с каким-то явлением можно сделать просто невыносимым и невыгодным развитие той или иной отрасли, того или иного бизнеса. Наша задача — найти вот этот баланс, найти золотую середину, а не просто делать какой-либо новый закон. Мы должны идти в ногу со временем, наверное, это наша основная задача, поэтому здесь собрались специалисты самого высочайшего уровня — те, кто ежедневно сталкивается с правоприменительной практикой», — отметил депутат Государственной думы Александр Старовойтов, принявший участие в работе форума.

Снижение издержек

Эксперты отметили, что в современных условиях безопасность на транспорте является абсолютным приоритетом, доминируя над комфортом и скоростью. Однако само законодательство должно совершенствоваться, чтобы, с одной стороны, повышать уровень защищенности людей, а с другой — снижать финансовые издержки в этой сфере.

На это, в частности, обратил внимание заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин. «Нормативно-правовая база совершенствуется постоянно, ... для того чтобы в целом мы сформировали действительно эффективную систему мер по антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса, и в этой связи наши совместные усилия направлены именно на эти цели. При этом в современных условиях стоит достаточно актуальная задача оптимизировать затраты на указанные цели с тем, чтобы исключить определенные мероприятия, издержки, возможно, которые не оказывают существенного влияния на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта», — сказал он.

Николай Захряпин отметил, что Министерство транспорта, в частности, рассматривает возможность ухода от ряда процедур, связанных, в том числе, с разработкой планов обеспечения транспортной безопасности для некатегорируемых объектов транспорта и транспортных средств. По его словам, для более успешной реализации мероприятий по транспортной безопасности ведомство вводит определенные моратории, в частности по сертификации технических средств, что, по его словам, позволит создать конкурентную среду испытательных лабораторий, которые «непосредственно выполняют эту задачу», и снизит затраты на эти цели.

Глава Ространснадзора Виктор Басаргин, в свою очередь, обратил внимание на то, что за последние два года ведомство более чем на 50% сократило число плановых проверок транспортных компаний. «Мы примерно третий год сокращаем ежегодно на 15% число проверок. В совокупности за последние три года с момента начала реформы по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности мы более чем на 50% сократили плановые проверки», — сказал он.

Представители крупного бизнеса высказали предложения, основанные на опыте своих предприятий. Так, представитель «Норникеля» отметил необходимость четкого определения понятия опасных грузов для перевозок. «Мы понимаем наши обязанности по исполнению федерального законодательства в сфере транспортной безопасности и выделяем необходимые средства для их исполнения. Вместе с тем, мы предлагаем решения по законному снижению финансовой нагрузки на бизнес, основанные на нашем практическом опыте в регионах присутствия», — сказал директор департамента корпоративной безопасности компании «Норникель» Роман Гудов.

Он также отметил необходимость определения опасных грузов, перевозимых по Северному морскому пути. «Здесь нет пока четкого понимания, что такое опасный груз. А для нас и других операторов это очень важно, поскольку степени опасности груза должна соответствовать степень его защиты», — сказал он.

Кроме того, по словам Романа Гудова, важно определить перечень организаций, занимающихся сертификацией и аккредитацией специальных технических средств. «Мы предлагаем применить принцип «единого окна». Пусть будет определена конкретная организация, и мы (бизнес) будем четко понимать, с кем нам взаимодействовать в соответствии с законом и другими нормативными актами», — сказал он.

Единые требования для всех

Участники конференции рассказали о новациях в сфере транспортной безопасности, которые направлены на ее повышение.

Министерство транспорта РФ, в частности, предлагает ввести на территории страны единые требования по обеспечению транспортной безопасности для российских и зарубежных перевозчиков. «Для нас очень важно, чтобы условия, при которых реализуется законодательство (о транспортной безопасности - прим.), были в равной степени и для отечественных перевозчиков, и для зарубежных. Поэтому мы заинтересованы и вносим поправки в федеральный закон, чтобы все требования по транспортной безопасности распространялись, в том числе, и на иностранных перевозчиков», — сказал Николай Захряпин, подчеркнув, что это в целом повысит уровень защищенности транспортного комплекса.

Он также добавил, что ведомство совершенствует требования безопасности к строительству объектов транспортной инфраструктуры. «Мы сегодня уже закладываем необходимость при разработке проектных решений обеспечивать соответствие [объекта] требованиям по транспортной безопасности», — сказал он.

Виктор Басаргин сообщил, что Ространснадзор выступает за лицензирование заказных пассажирских перевозок в РФ. По его словам, 90% потерь человеческих жизней в результате транспортных происшествий в стране приходится на заказной транспорт.

«Мы двумя руками сегодня за то, чтобы в ускоренном режиме принять закон о лицензировании всех пассажирских перевозок», — сказал Виктор Басаргин, заверив, что для добросовестных перевозчиков получение лицензий не должно вызывать проблем.

Он также сообщил, что ведомство выступает за внедрение на территории страны системы электронного билета с учетом опыта организации перевозок во время чемпионата мира по футболу в России.

О конференции

VII Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму - 2018» прошла в Калининграде при поддержке Министерства транспорта РФ и Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству.

Обсуждались вопросы безопасности на воздушном, железнодорожном транспорте и метрополитенах, морском, речном, автомобильном, городском электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве. Форум собрал более 400 представителей бизнеса, законодательной и исполнительной власти.