Для транзитных перевозок на Каспии будут приняты единые тарифы

14 августа 2018 г.13:58

Для транзитных перевозок на Каспии будут приняты единые тарифы

Каспийский регион станет крупным международным транспортно-логистическим узлом с едиными сквозными тарифами для перевозчиков. К такой договоренности пришли правительства пяти стран-участниц саммита в Актау (России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана), заключив рамочное соглашение о сотрудничестве в области транспорта.

Упрощение визовых и таможенных процедур и сокращение сроков доставки грузов — к этим вопросам страны «каспийской пятерки» шли не один год, и даже не десятилетие. От отсутствия единых правил страдали в первую очередь перевозчики. Каждый порт устанавливал для иностранных компаний свои тарифы, которые существенно отличались от внутренних. С выработкой единого сквозного тарифа условия станут равны для всех. К тому же, он будет намного ниже ныне действующих.

Главный эксперт Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Гульшат Дауешова полагает, что впоследствии будут снижены и тарифы на перевозку грузов. «Это очень влияет, потому что сборы в портах занимают, наверное, 40% от всего тарифа. От этого соглашения выигрывают перевозчики всех 5 государств. Также это соглашение будет влиять и на развитие транзитных перевозок».

В прошлом году общий объем грузооборота Казахстана с прикаспийскими странами составил свыше 100 млн. тонн, за текущее полугодие уже переправлено 60 млн. При таких объемах нельзя упускать из виду вопросы безопасности, считают эксперты. В основном документе саммита — в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря — этому уделяется особое внимание.

Как объясняет Санат Кушкумбаев, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, на основе этой Конвенции только прикаспийские страны имеют право вести военно-политическую активность. «Нерегиональные страны — их активность недопустима. Таким образом, «каспийская пятерка» обозначила и свои собственные интересы. Очень важный аспект — это деление дна Каспия по секториальному принципу. То есть в каждом секторе каждое прибрежное государство будет вести эксклюзивную экономическую и хозяйственную деятельность», — добавляет эксперт.

Напомним: 12-го августа президенты 5 стран — России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркменистана — подписали во время саммита в Актау Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. К подписанию документа шли более 20 лет: на протяжении всего этого времени государства не могли разделить между собой акваторию Каспийского моря. По достигнутой, наконец, договоренности, за каждым государством закрепляется 15-мильный участок территориальных вод, еще 10 морских миль отдается каждой стране для рыбной ловли. Всей остальной площадью Каспийского моря Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан могут пользоваться совместно.

По такому же принципу делятся дно и недра Каспийского моря.

24.kz