Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Через девять лет долю продаж электромобилей в России планируют увеличить с 0,1% до 15%

18 мая 2021 г.10:55

Через 9 лет долю продаж электромобилей в РФ планируют увеличить до 15%

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

Министерство экономического развития подготовило концепцию развития электрического транспорта в России, пишет издание «Коммерсантъ», которому удалось ознакомиться с документом. В соответствии с ним к 2030-му году долю продаж электромобилей в стране планируют поднять с 0,1% до 15%, а число зарядных станций увеличить до 150 тыс. При этом импорт электрокаров собираются ограничить, развивая собственное производство, которого, в принципе, на данный момент нет.

Итак, параметры первого варианта подготовленной концепции пока выглядят так: долю продаж электрического транспорта в России, которая сейчас оценивается всего в 0,1% от общего числа реализуемых машин, уже в 2022-м году планируют нарастить до 1,7%, а к 2030-му году — до 15%. Считается, что к этому времени общий парк электромобилей в стране составит 1,5 млн. единиц.

Одновременно, естественно, собираются расширять и сеть заправочных станций: к 2024-му году их число хотят довести до 20 тыс., а к 2030-му году — сразу до 150 тыс. При этом требования к размещению станций будут такими: в населенных пунктах — как минимум одна станция на десять электромобилей, на дорогах вне населенных пунктов — одна станция на каждые 100 км.

Для приоритетного развития электрического транспорта определят несколько пилотных регионов. Ожидается, что, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это будут Севастополь, Сочи, Калининград и Казань. Севастополь и Сочи выбрали как курортные города с потенциалом развития каршеринга электромобилей, Калининград — как город «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы», а Казань — благодаря строительству трассы «Москва-Казань», которая должна стать частью транспортного коридора из Китая в Европу.

Всего к 2030-му году на развитие электрического транспорта планируют потратить 418 млрд. рублей, из которых почти треть (153,5 млрд. рублей) выделят из бюджета и внебюджетных фондов.

Однако самое примечательное, что долю электромобилей в стране собираются поднимать за счет собственного производства, которого на данный момент, по сути, нет. Разве что в декабре прошлого года «КамАЗ» представил свою версию электрического смарт-кроссовера «Кама-1», а чуть ранее, в октябре, сообщалось о разработанном компанией Drive Electro электрическом грузовике Moskva, который отдали на тестирование сети «Магнит».

Кстати, именно «КамАЗ», по задумке Министерства экономического развития, возглавит национальный консорциум, который и будет ответственен за выполнение подготовленной программы по электротранспорту.

Чтобы дать приоритет работающим в России компаниям, с 2024-го года планируют ограничивать импорт, ежегодно поднимая утилизационный сбор на электромобили. В свою очередь, чтобы стимулировать местное производство, введут такую же балльную систему по локализации, которая действует сейчас для обычных транспортных средств и от которой зависит сумма компенсации уплаченного утилизационного сбора: чем выше локализация, тем больше сумма возмещения расходов.

Правда, для электротранспорта хотят ввести обязательное условие: к 2027-му году компания, которая занимается производством электромобилей, должна локализовать в России производство батарей и электродвигателя. Без этого, видимо, выплат компенсаций вообще не будет.

Что касается спроса, то его в том числе планируют стимулировать отменой транспортного налога на электрокары и предоставлением бесплатной парковки. Впрочем, в некоторых регионах (например, в Башкортостане и Кемеровской области) такая льгота (обнуление транспортного налога) и без того уже действует.