Особенности попутных автомобильных грузоперевозок

На самом деле, ситуация с попутными грузоперевозками выглядит несколько запутанной: каждая транспортная компания вкладывает в это понятие свой смысл, а некоторые так и вовсе, рекламируя среди своих услуг попутные грузоперевозки, описывают сборные грузы. Однако в целом из всего этого разнообразия можно выделить два вида попутных грузов — это «обратный груз» и «догруз».

И хотя между ними есть существенные отличия, главное, что их объединяет, — это то, что автомобиль «подхватывает» их по пути в то время, когда выполняет другую, основную, грузоперевозку. «Обратный груз» — в пустой кузов, возвращаясь после выполнения заказа на стоянку. А «догруз» — в дополнение к основному грузу непосредственно при его транспортировке.

При этом в отношении как «обратного груза», так и «догруза» обязательным является следующее условие: чтобы их прием и доставка не вызвали серьезных изменений в маршруте (а значит, не увеличили время основной перевозки), пункты их отправления и назначения должны находится по дороге (может, лишь с небольшими отклонениями от намеченного пути).

Впрочем, при организации каждого варианта попутных грузоперевозок есть свои особенности.

«Обратный груз»

Обычно машина, выполнившая заказ, возвращается на стоянку пустой. И хотя километраж холостого пробега, зарплата водителя на этом отрезке пути и расходы на амортизацию закладываются в стоимость грузоперевозки, подобный порядок все равно не выгоден как для транспортной компании, так и, естественно, для клиента. Клиент вынужден переплачивать, а транспортная компания — нерационально использовать транспорт, теряя при этом время и возможную прибыль.

Но так как автомобиль едет пустым, ничто не мешает ему по дороге забрать и доставить еще один груз и тем самым оптимизировать свою работу. Единственное, этот груз не должен превышать допустимые габариты и вес, иначе получится уже «негабаритная» перевозка, выполнение которой требует больших усилий и затрат — получения разрешения, тщательной разработки маршрута или даже специального проекта транспортировки.

Кроме того, попутная грузоперевозка будет не совсем удобной в том случае, если необходимо не только отправить сам груз, но и вернуть затем поставщику тару, образцы товара и пр. Тогда придется все-таки заказывать либо комплектную, либо сборную грузоперевозку.

«Догруз»

Здесь несколько иной принцип организации транспортировки: попутный груз перевозится не после выполнения основного заказа, а во время него. Дело в том, что при осуществлении грузоперевозки в автомобиле нередко остается свободное место. В таком случае автомобиль следует по маршруту частично пустым, а значит, может принять дополнительный заказ. То есть «догруз».

Главное — чтобы «догруз» можно было бы перевозить вместе с основным грузом и он не вызвал бы его порчу или повреждение. Плюс, естественно, он должен подходить по весу и габаритам.

Поэтому планировать перевозку таким образом лучше для небольших партий товаров, не относящихся к опасным, наливным или скоропортящимся. Можно, конечно, транспортировать и среднегабаритные грузы, однако для них гораздо тяжелее найти машину — ту, которая будет двигаться в нужном направлении и везти именно такой груз, который вместе с попутным не превысит допустимые значения габаритов и массы.

Кстати, именно перевозки «догрузом» часто путают со сборными. Что, впрочем, не удивительно: между ними, действительно, есть общие черты — грузы от разных отправителей для разных получателей едут одновременно в одном транспортном средстве.

Однако организуются они по разной схеме. При сборных перевозках, в отличие от попутных, ключевым звеном является консолидационный склад, где товары обрабатываются перед отправкой и формируются в партии. При этом грузы вообще не делятся на основные и дополнительные.

Чем хороши попутные грузоперевозки?

Основное их преимущество в том, что они позволяют существенно снизить стоимость перевозки. При транспортировке «обратным грузом» клиент платит только за ту часть пути, которую проезжает его груз, без включения в стоимость холостого пробега, а при «догрузе» — за грузоместо. Причем как в первом, так и во втором случае уменьшается, соответственно, и цена для основного заказчика.

Однако есть и недостатки

Главный — это сроки доставки. Во-первых, они не могут быть четко определены. Необходимо ведь найти подходящую машину, которая движется в нужном направлении и чьи габариты (или размеры пустующего в кузове места) позволят взять именно этот груз. А разыскать такую машину можно как за один день, если повезет, так и за неделю. Плюс, когда машина будет найдена, график выполнения заказа будет зависеть от планов основного клиента — и под них придется подстраиваться.

Поэтому в тех случаях, когда сроки поставки четко очерчены и не должны быть сорваны, попутные грузоперевозки вряд ли подойдут.

Во-вторых, хотя при самой транспортировке попутный груз не задерживается в пути: едет прямиком от пункта отправления к пункту назначения, не заезжает на склад, перегружаясь с одного транспортного средства на другое (как при сборных перевозках), сроки доставки все равно увеличиваются. Именно за счет времени, которое уходит на поиск подходящей машины.

А потому преимущество в организации таких грузоперевозок у крупных транспортно-экспедиционных компаний: регулярно получая и обрабатывая большое количество заказов, они имеют лучшие возможности для того, чтобы достаточно быстро найти соответствующий попутный автомобиль.

Разделы статей