Контейнерные перевозки автомобильным транспортом

Контейнерные перевозки — крайне распространенный способ транспортировки грузов в международном сообщении. И хотя чаще всего контейнеры используются для доставки товаров морем или железнодорожными путями, а автомобиль (контейнеровоз) является лишь частью логистической цепочки (довозит груз в порт или на железнодорожную станцию или оттуда непосредственно в пункт назначения), сугубо автомобильные контейнерные грузоперевозки тоже становятся все популярнее.

В России, например, такой способ позволяет в целости и сохранности доставлять товары в отдаленные регионы, где вместе с железнодорожным сообщением отсутствуют и качественные дороги. Тем более что сейчас имеется столь широкий выбор контейнеров, что с их помощью можно перевозить любые грузы — опасные, наливные, насыпные, скоропортящиеся, тяжеловесные и т.д.

Для чего вообще нужны контейнеры?

Изначально американец Малкольм Маклин («отец контейнерных перевозок», как его сейчас называют) разрабатывал специальные емкости для транспортировки значительного количества груза, то бишь контейнеры, с прицелом на морской транспорт. Они должны были существенно сократить время погрузочно-разгрузочных работ в порту, оптимизировать весь процесс доставки товаров и обеспечить их сохранность.

В принципе, все эти функции остаются главными для контейнеров и по сей день, однако сейчас контейнеры «ездят» всеми видами транспорта (специальные контейнеры созданы даже для самолетов) и все чаще используются в сугубо автомобильных перевозках.

Впрочем, несмотря на такое транспортное разнообразие, каждый контейнер для грузоперевозок должен отвечать основным требованиям (стандартам ISO 830-1981):

  • быть выполненным из достаточно прочного материала, чтобы быть пригодным для многоразового использования;
  • иметь специальную конструкцию, которая подходит для перевозки любым видом транспорта — морским, железнодорожным, автомобильным (исключение — контейнеры для воздушных перевозок);
  • обладать особыми приспособлениями для быстрой перегрузки с одного транспортного средства на другое;
  • быть изготовленным таким образом, чтобы товары достаточно легко загружались в него и выгружались обратно;
  • иметь внутренний объем не менее 1 м3.

Виды контейнеров

По назначению контейнеры делятся на универсальные (предназначенные для широкой номенклатуры грузов) и специализированные (для грузов, нуждающихся в особых условиях перевозки). При этом на назначение контейнеров и особенности их конструкции указывают специальные коды — стандартизированные обозначения (стандарт ISO 6346:1995).

GP (General Purpose) — контейнер общего назначения (для широкой номенклатуры грузов) без вентиляции. Встречается также обозначение DC (Dry Container).

VC (Ventilated Container) — контейнер общего назначения с системой вентиляции для перевозки грузов, которые нуждаются в постоянном доступе воздуха.

HC (High Cube) — контейнер общего назначения на один фут выше стандартного контейнера (встречается также аббревиатура HQ): например, код 40'HC контейнера означает, что этот контейнер имеет те же длину и ширину, что и стандартный 40-футовый, однако по высоте на один фут больше.

PW (Pallet Wide) — контейнер общего значения увеличенный по ширине: если стандартная ширина контейнера составляет 2 438 мм, то контейнер под кодом PW имеет ширину 2 500 мм, позволяющую поставить рядом две европаллеты.

HTC (Heavy Tested Container) — усиленный 20-футовый стальной контейнер, предназначенный для транспортировки тяжеловесных грузов.

OT (Open Top) и HT (Hard Top) — контейнеры с открытым верхом: первый — с брезентовой открывающейся крышей, второй — с открывающимся металлическим верхом. Используются для грузов, загрузку которых легче производить сверху или чьи габариты по высоте выходят за пределы контейнера.

RE/RT/RS (Reefer Container) — контейнеры-рефрижераторы: предназначены для перевозки продуктов питания, цветов, минеральной воды, газированных напитков, некоторых химических веществ, медикаментов и др. грузов, нуждающихся в постоянном поддержании определенной низкой температуры.

HI/HR — изотермические контейнеры с теплоизолированными стенками, дверями, полом и крышей, ограничивающими теплообмен содержимого контейнера с внешней средой. Используются для грузов, требующих поддержания постоянной температуры.

BU/BK (Bulk Container) — полностью закрытые и пылеводонепроницаемые контейнеры, предназначенные для перевозки насыпных грузов. Бывают под давлением и без давления.

PL/PF/PC/PS (Platform) — контейнеры-платформы без крыши и боковых стенок. Чаще встречается аббревиатура FR (Flat Rack). Платформы могут быть складными, с фиксированными и откидывающимися торцовыми стенками. Используются для транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов.

TN/TD/TG (Tank Container) — контейнер-цистерна (танк), сконструированный для перевозки жидкостей и газов.

SN (Special) — контейнеры специального назначения. В зависимости от вида могут использоваться для транспортировки скота, автомобилей, живой рыбы.

Размеры контейнеров

В России контейнеры принято классифицировать по массе: малотоннажные (от 2,5 до 5 тонн), среднетоннажные (от 5 до 10 тонн), крупнотоннажные (от 10 тонн). Однако в мировой практике за точку отсчета берут длину (в футах) и выделяют 10-, 20-, 30-, 40- и 45-футовые контейнеры.

Впрочем, такое «футовое» обозначение хорошо понятно и у нас, а все контейнеры, вне зависимости от того, в какой стране используются, имеют стандартизированные размеры. И это вполне объяснимо: иначе было бы не избежать тех ситуаций, когда пришедший морем контейнер из одной страны никак не становится на автомобиль, произведенный в другой, а каждый контейнер, имеющий индивидуальную вместимость, диктовал бы свое особенное количество груза

По принятому Международному стандарту (ISO 668:2013) за каждым видом контейнера закреплен свой буквенно-цифровой код, свидетельствующий о длине и высоте контейнера. Ширина же у всех одинаковая (кроме тех, что отмечены аббревиатурой PW — Pallet Wide) и равняется 2 438 мм.

Самые распространенные в международном грузовом сообщении и чаще всего используются в автомобильных грузоперевозках 20- и 40-футовые контейнеры общего назначения. Они относятся к грузовым контейнерам серии 1.

1A — 40-футовый («низкий») контейнер. Внешние размеры — 12 192 х 2 438 х 2 438 мм. Минимальные внутренние размеры — 11 998 х 2 197 х 2 330 мм. Масса брутто — 30 480 кг. Максимальная масса груза — 26 780 кг. Грузовместимость — 62,4 м3.

1AA — 40-футовый стандартный контейнер. Внешние размеры — 12 192 х 2 591 х 2 438 мм. Минимальные внутренние размеры — 11 998 х 2 350 х 2 330 мм. Масса брутто — 30 480 кг. Максимальная масса груза — 26 580 кг. Грузовместимость — 66,6 м3.

1AAA — 40-футовый контейнер HC (High Cube). Внешние размеры — 12 192 х 2 896 х 2 438 мм. Минимальные внутренние размеры — 11 998 х 2 655 х 2 330 мм. Масса брутто — 30 480 кг. Максимальная масса груза — 26 330 кг. Грузовместимость — 72 м3.

1C — 20-футовый («низкий») контейнер. Внешние размеры — 6 058 х 2 438 х 2 438 мм. Минимальные внутренние размеры — 5 867 х 2 197 х 2 330 мм. Масса брутто — 30 480 кг. Максимальная масса груза — 28 400 кг. Грузовместимость — 30,6 м3.

1CC — 20-футовый стандартный контейнер. Внешние размеры — 6 058 х 2 591 х 2 438 мм. Минимальные внутренние размеры — 5 867 х 2 350 х 2 330 мм. Масса брутто — 30 480 кг. Максимальная масса груза — 28 230 кг. Грузовместимость — 32,7 м3.

Зачем же нужны контейнеры в автомобильных перевозках?

То, что международные контейнерные грузоперевозки не могут обойтись без такого важного этапа, как транспортировка автомобильным транспортом, это очевидно: нужно доставить контейнеры в порт (или на железнодорожную станцию) или забрать оттуда. Для этого ведь и сконструировали специальные автомобили — контейнеровозы.

То, что контейнеры незаменимы при морских и железнодорожных грузоперевозках, тоже бесспорно: они существенно экономят время и облегчают погрузочно-разгрузочные работы (только представьте, как растянулись бы сроки доставки, если бы все товары на борт судна грузились не в контейнерах, а по отдельности!).

Но, спрашивается, зачем использовать контейнеры в прямых автомобильных грузоперевозках, если «от двери до двери» автомобиль едет без промежуточной перегрузки, загрузка контейнера занимает столько же времени, сколько и загрузка кузова/полуприцепа автомобиля, а видов кузовов/полуприцепов едва ли не больше, чем видов контейнеров?

Однако на самом деле автомобильные контейнерные грузоперевозки дают несколько важных преимуществ.

Во-первых, надежнее защищают груз от порчи и повреждений. Не секрет, что дороги в России не отличаются высоким качеством, особенно это касается отдаленных от столицы регионов. А в тех районах, где железнодорожное сообщение и вовсе отсутствует, грузы вообще никаким другим путем, кроме как по автомобильным дорогам (по воздуху выйдет гораздо дороже), не доставишь. Естественно, каждая встряска на колдобинах сказывается на качестве товара, а состояние дорог провоцирует большее число аварий (по официальным данным, в России около 40 процентов аварий происходит на дорогах, «не соответствующих режимам движения»).

Контейнеры же, которые, как правило, полностью загружены, оснащены специальными креплениями и др. приспособлениями, фиксирующими груз, уберегающими его от последствий «качки» и не позволяющими разлетаться по всему свободному пространству. Плюс, при возможной аварии выше вероятность, что товар останется в контейнере (а контейнер, в свою очередь, выполнен из достаточно прочного материала), а следовательно, риск повреждений и порчи меньше.

Во-вторых, контейнеры лучше оберегают груз от кражи в пути. Тем более что в России, особенно при транспортировке товаров на длинные расстояния, проблема хищения грузов весьма актуальна. Однако контейнер, в отличие от тента, порезать нельзя. Плюс, на время пути можно опечатать запорные устройства и замки контейнера и тем самым существенно затруднить доступ воров к грузу.

В-третьих, контейнеры сокращают сроки доставки и уменьшают стоимость транспортных услуг. Автомобиль приезжает и забирает уже готовый для погрузки контейнер, а в пункте назначения этот контейнер просто с него снимают. Разгрузка, равно как и погрузка, производится в отсутствии контейнеровоза. Таким образом, машина не простаивает у ворот склада, что позволяет перевозчику оптимально и рационально использовать свой транспорт, а покупателю — не переплачивать за пользование автомобилем.

Впрочем, у автомобильных контейнерных перевозок есть и ограничения

Прежде всего, контейнеры диктуют жесткий объем груза. Конечно, не обязательно укомплектовывать 20- или 40-футовый контейнер — можно заказать контейнер гораздо меньшей вместимости, например на 3 или 5 тонн. Однако для таких контейнеров специальные контейнеровозы не предусмотрены.

Кроме того, при транспортировке груза на короткие дистанции использование контейнеров ощутимой выгоды не приносит.

Что касается стоимости доставки

Она определяется совокупностью обычных для сферы грузовых транспортных услуг факторов: расстоянием транспортировки, массой, объемом, габаритами и типом груза. Однако конечная стоимость все равно будет ниже, чем при обычной комплектной перевозке этого же товара на такое же расстояние. Экономия, как уже отмечалось, происходит за счет того, что машина не простаивает во время разгрузочно-погрузочных работ.

Кстати, если для загрузки (и выгрузки тоже) контейнер снимается с транспортного средства, то согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом подача контейнера (как порожнего отправителю, так и груженого — получателю) оформляется соответствующей сопроводительной ведомостью.

И все-таки: когда же лучше использовать при автомобильных перевозках контейнеры?

Тогда, когда требуется доставить груз в отдаленные регионы России, особенно туда, где отсутствует железнодорожное сообщение.

Разделы статей