Чтобы быстро «двигать» грузы по коридору «Север-Юг»: эксперт считает, что необходима промышленная кооперация экономических зон стран Каспия
20 декабря 2022 г.16:51
commons.wikimedia.org
Промышленная кооперация свободных и особых экономических зон стран Каспия, а также портовых терминалов региона будет способствовать наращиванию товарооборота в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Такое мнение в комментариях ТАСС высказал научный сотрудник Института экономики РАН, член научно-технического совета Ассоциации «Афанасий Никитин» Александр Караваев. По его словам, это ускорит логистическую коммуникацию и позволит быстрее «двигать» грузы по маршруту.
Так, например, недавно сообщалось, что власти Астраханской области обратились к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с предложением включить в МТК «Север-Юг» азербайджанскую свободную экономическую зону «Алят».
«Промышленная кооперация особых и свободных экономических зон стран Каспия, расположенных в зоне маршрута МТК «Север-Юг», поможет оперативнее выстроить межстрановое взаимодействие, ориентируясь на наиболее востребованные типы продукции, и поспособствует выходу на внешние рынки, в том числе выводу российского экспорта в сопредельные страны», — прокомментировал это предложение Александр Караваев.
«Сейчас по всем свободным экономическим зонам на Каспии наблюдается сопряжение транспортных узлов по припортовым экономическим зонам, где происходят стыки коммуникации, прежде всего трансвидовые, такие как перегрузка с морского транспорта на железнодорожный и автомобильный, а также в обратную сторону. Поэтому все порты Каспия должны быть объединены сеткой соглашений, которые позволили бы быстро двигать грузы во всех этих направлениях и производить услуги и продукцию, обеспечивающие это движение. Это может быть производство упаковки, сборка и ремонт контейнеров, включая рефрижераторные, переработка сельхозпродукции и другой продукции, наиболее востребованной по этим маршрутам», — уточнил эксперт.
Он также подчеркнул, что странам-участницам МТК «Север-Юг» нужно стремится фиксировать свое взаимодействие пролонгированными контрактами с указанием конкретных сроков и объемов.
Кроме того, по мнению Александра Караваева, необходимо создавать предприятия в створе коридора «Север-Юг» с расчетом, что они будут давать постепенный рост в предстоящие годы. При этом инфраструктура портов Каспия должна наращиваться под будущие объемы быстрее, и прежде всего это касается расширения складских площадей.
«Один из удачных примеров успешной встречной инициативы в поддержку политики РФ и регионов России в отношении развития МТК «Север-Юг» — это расширение числа конечных пунктов иранского экспорта. Помимо астраханского порта Солянка, теперь это порт в Махачкале и порты группы компаний «ВТС», а также порт Оля в Астрахани», — отметил эксперт.
«Сейчас мы наблюдаем первый этап кооперации стран Каспия в рамках коридора, в ближайшем будущее на втором и третьем этапах будет поднят вопрос о заключении аналогичных соглашений с портами в Персидском заливе. Тогда уже практика гармонизации отношений, достигнутых на Каспии на небольших отрезках дистанции МТК, будет масштабирована на большом плече Персидского залива», — заключил Александр Караваев.
О транспортном коридоре «Север-Юг»
Напомним: межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном еще в 2000-м году (сейчас состав расширен до 14 участников). Однако именно в этом году на фоне западных санкций, вынудивших Россию переключить логистические потоки на другие направления, этот маршрут стал приоритетным не столько для привлечения транзитных грузов в Европу, как это изначально предполагалось, а для доставки необходимых товаров в страну и вывоза экспорта.
В результате, например, по предварительным итогам текущего года, только торговый оборот Астраханской области, через которую проходит транспортный коридор, с государствами Каспийского бассейна составил более половины от общего объема. Кроме того, зафиксирован пятикратный рост контейнерных перевозок из портов региона в направлении Индии и Юго-Восточной Азии.
В целом, в Министерстве экономического развития РФ ожидают, что к 2030-му году грузооборот в рамках МТК «Север-Юг» вырастет до 25 млн. тонн.